- Соге А. П.
-
(Sauguet; наст. имя и фам. - Анри Пьер Pупар; Poupard) Анри (р. 18 V 1901, Бордо) - франц. композитор. Чл. франц. Академии изящных иск-в (1975). Композиции обучался у Ж. Кантелуба и Ш. Кеклена. В юности был органистом в сельском соборе близ Бордо. В 1921 по приглашению заинтересовавшегося его произв. Д. Мийо переехал в Париж. С нач. 20-х гг. С. поддерживал тесную творч. и дружескую связь с членами "Шестёрки", с 1922 - участник "Аркёйской школы", руководимой Э. Сати. По признанию С., на становление его творчества сильное влияние оказали соч. К. Дебюсси (в 1961 С. посв. ему кантату-балет "Дальше, чем день и ночь" для смешанного хора a cappella и тенора), а также Ф. Пуленка и А. Онеггера. Тем не менее уже первые соч. С. не лишены индивидуальных черт. Их отличают выразит. мелодика, близкая франц. нар. песне, ритмич. острота. Нек-рые его сочинения написаны с применением серийной техники; экспериментировал и в области конкретной музыки.
С. - один из видных франц. композиторов 20 в., автор сочинений разл. жанров. Творч. облик композитора характеризуют прочная связь его эстетич. интересов и вкусов с франц. нац. традицией, отсутствие академич. предвзятости в решении художеств. проблем, глубокая искренность высказываний. В 1924 С. успешно дебютировал как театр. композитор одноактной оперой-буфф (на собств. либретто) "Султан полковника". В 1936 завершил работу над оперой "Пармская обитель", начатую ещё в 1927. Для труппы "Русских балетов" С. П. Дягилева С. написал балет "Кошка" (по мотивам произв. Эзопа и Лафонтена; пост. в 1927 в Монте-Карло; балетм. Дж. Баланчин), принёсший композитору большой успех (менее чем за 2 года было дано ок. 100 представлений; балет и ныне считается одним из лучших произв. С.). В 1945 в Париже состоялась премьера балета С. "Ярмарочные комедианты" (посв. Э. Сати) - одного из его наиболее популярных муз.-сценич. произв. Автор ряда симф. сочинений. Его Аллегорическая симфония (в духе лирич. пасторали для симф. оркестра, сопрано, смешанного и детского хоров) поставлена в 1951 в Бордо в виде красочного хореографич. представления. В 1945 написал "Искупительную симфонию", посв. памяти жертв войны (исп. в 1948). С. принадлежат камерная и органная музыка, музыка ко мн. франц. фильмам, в т. ч. к сатирич. комедии "Скандал в Клошмерле". В своей музыке для кино, радио и телевидения удачно использует всевозможные электроинструменты. Выступает как муз. критик в разл. парижских газетах. Принимал участие в основании журн. "Tout а vous", "Revue Hebdomadaire", "Kandid". В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в работе об-ва "Музыкальная молодёжь Франции". В 1962 и 1964 посетил СССР (его произв. исполнялись в Москве).
Сочинения: оперы, в т. ч. Султан полковника (Le Plumet du Colonel, 1924, T-p Елисейских полей, Париж), Контрабас (La contrebasse, по рассказу А. П. Чехова "Роман с контрабасом", 1930), Пармская обитель (La Chartreuse de Parme, по роману Стендаля; 1939, "Гранд-Опера", Париж), Капризы Марианны (Les caprices de Marianne, 1954, Экс-ан-Прованс); балеты, в т.ч. Кошка (La Chatte, 1927, Монте-Карло), Давид (1928, "Гранд-Опера", Париж, пост. Идой Рубинштейн), Ночь (La Nuit, 1930, Лондон, балетм. С. Лифарь), Ярмарочные комедианты (Les Forains, 1945, Париж, балетм. Р. Пти), Миражи (Les Mirages, 1947, Париж), Корделия (1952, на Выставке иск-ва 20 в. в Париже), Дама с камелиями (La Dame aux camйlias, 1957, Берлин), 5 этажей (Les Cinq йtages, 1959, Базель); кантаты, в т. ч. Дальше, чем день и ночь (Plus loin que la nuit et le Jour, 1960); для opк. - симфонии, в т. ч. Искупительная (Symphonie expiatoire, 1945), Аллегорическая (Allйgorique, 1949; с сопрано, смеш. хором, 4-гол. детским хором), Симфония ИНР ("Symphonie INR", 1955), Из третьего века (Du Troisiиme Age, 1971); концерты с opк. - 3 для фп. (1933- 1963), Концерт Орфея для скр. (1953), конц. мелодия для влч. (1963; исп. 1964, Москва); камерно-инстр. ансамбли - 6 лёгких пьес для флейты и гитары (1975), фп. трио (1946), 2 струн. квартета (1941, 1948), сюита для 4 саксофонов и органа Молитвы (Oraisons, 1976); фп. пьесы; вок. сюита на 12 стих. М. Карема для баритона и фп. "Я знаю, что он существует" (1973), пьесы для органа, романсы, песни и др. Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970, с. 297-305; Milhaud D., Etudes, P., 1927; Вruyr J., L'йcran des musiciens, P., (1930); его же, Henri Sauguet, "Feuilles musicales", Losanna, 1960; L a n d о r-m y P., La musique franзaise aprиs Debussy, (P.), 1948; Guth P., Quarante contre un, (3 sйr.), P., 1952; Rostand C., La musique franзaise contemporaine, P., 1952; Соllaer P., La musique moderne, 1905-1955, P.-Brux., 1955; Jourdan-Morliange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер.- Жypдан-Моранж З., Мои друзья музыканты, M., 1966); Воurdet D., Pris sur le vif, P., 1957; Schneider M., Henri Sauguet P., 1959; Francis Poulenk, Correspondance, 1915 - 1963, P., 1967 (рус. пер.- Франсис Пуленк. Письма, Л.-М., 1970); Chamfray C., Henri Sauguet. (Biographie), "Courrier musical de France", 1977, No 57. И. А. Медведева.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.