- Ситар
-
индийский струн. щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых. Корпус - из пустотелой тыквы (резонатор), покрыт плоской пластиной, к к-рой прикрепляется подставка для струн (у нек-рых разновидностей имеется ещё 1-3 резонатора, размещённых на равном расстоянии друг от друга над грифом). Гриф - широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлич. дугообразными ладами (19-23), к-рые крепятся к нему воском, а также привязываются шёлковой нитью или жильной струной (такая система ладов даёт возможность при их относительной устойчивости во время исполнения перестраивать инструмент соответственно звукоряду данной раги). С. имеет 7 основных и 13 резонирующих стальных (или бронзовых) струн, расположенных под этими семью и придающих звучанию специфический, характерный для каждого лада оттенок. Играют на С. сидя, скрестив ноги так, чтобы корпус инструмента покоился на левой ноге, локоть правой руки поддерживал инструмент, а гриф был приподнят над полом под углом около 45°. С. - плекторный инструмент; плектр (мизраб) из проволоки надевают на указательный палец левой руки, указательным и средним пальцами правой прижимают струны. С. появился в 13-14 вв. в период исламских династий в Сев. Индии. Первым мастером игры на С. был придв. музыкант и поэт Амир Хусроу, сочетавший традиции инд. раги и арабо-перс. макама. Среди исполнителей на С. - Гулам Мухаммад Хан, Баркат Али, Устад Юсуф Али Хан, Аллауддин Хан, а также совр. виртуоз Рави Шанкар, к-рый, сводя инд. нотацию к европ. эквиваленту, даёт след. строй осн. струн С. - fis, eis, Gis, Cis, gis, eis1, eis2. С. используется для исполнения классич. музыки сев.-инд. традиции; входит в классич. ансамбль как солирующий инструмент вместе с аккомпанирующими ему танпурой и таблой (или пакхаваджем). Различают С. большие, средние и малые (для женщин). Предположительно происходит от подобных инструментов народов Центр. и Зап. Азии, что подтверждается сходством в названиях - сайтар (в Центр. Азии), сетар (узб., иранский). Однако как по конструкции, так и по звучанию С. отличается от тадж. и узб. сетара (сетора) - одной из разновидностей танбура.
Литература: Rosenthal E., The story of Indian music and its instruments, L., 1929; Goswami О., The story of Indian music, Bombay, 1957, p. 175, 271, 300; Shankar R., My music, my life, N. Y., 1968, p. 36, 100,102, 103; Кrishnaswami S., Musical instruments of India, New Delhi, 1971, p. 29; Deva B. Сh., Musical instruments of India, Calcutta, 1978, p. 36-37, 136, 163. E. M. Гороховик, Ю. Шейнин.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.