Синкопа

Синкопа
        (от греч. sygkopn - усечение) - перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую. Типичный случай - продление звука со слабого времени на сильное или относительно сильное время:
        и т.п. Термин "С", введённый в эпоху ars nova, заимствован из грамматики, где он означает выпадение неударного слога или гласного звука внутри слова. В музыке обозначает не только выпадение неударного момента и преждевременное наступление акцента, но и любые сдвиги ударения. С. могут быть как "предваряющими", так и "запаздывающими" (см.: Браудо И. A., Артикуляция, с. 78-91), хотя это разграничение не может быть проведено с полной определённостью.
        В полифонии строгого стиля С., обычно образуемые задержаниями, являются по существу запаздывающими:
        В полифонии более позднего времени, где диссонансы применяются свободно, приготовления, связанные с диссонирующим звуком лигой, приобретают характер предваряющих С. Во мн. случаях направление сдвига не может быть установлено: таковы, напр., ударения между метрич. опорами, создающие непрерывность движения, как в начале allegro 1-й части симфонии Моцарта D-dur (К.-V. 504). Осн. признак С. - отклонение реальной акцентуации от нормативной, предписанной тактовым метром, создающее ритмич. "диссонансы", к-рые разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций:
Л. Бетховен. 4-я симфония, 1-я часть.
        К ритмич. диссонансам, требующим разрешения, принадлежит т.н. гемиола.
        Отступление от нормальной акцентуации дало основание теоретикам 17 в. отнести С. (syncopatio) к муз.-риторич. фигурам, т. е. к отклонениям от обычного способа выражения (как определяла фигуры антич. риторика).
        По тем же причинам понятие С. позднее было распространено на все виды неметрич. акцентов, в т.ч. на случаи, когда за акцентом на слабой доле следует на сильной доле не продление звука, а пауза (
), а также на временные акценты на метрически слабой доле, когда на неё приходится бульшая нотная длительность, чем на предшествующую сильную (см. Ломбардский ритм).
        К последнему типу относятся мн. фольклорные ритмы; они сходны с антич. ямбом или ср.-век. 2-м модусом, к-рые в условиях тактовой ритмики воспринимаются как С., однако по своей природе принадлежат к более ранней ритмич. системе, где длительность не является средством акцентуации и где распределение акцентов не регулируется тактом (см. Метр).
        Т. о., в указанных случаях нет характерного для С. конфликта между реальной и метрич. акцентуацией. Конфликт между метром и акцентуацией в одних случаях активизирует метрич. опоры (даже если они не реализованы в звучании), создавая внутр. толчки, подчёркивающие точный темп, в других - затушёвывает метрич. опоры и создаёт своего рода tempo rubato ("скрадываемый темп").
        С. 1-го рода характерны для скорых темпов, особенно в классич. музыке (где доминирует "ритмич. энергия"), а также для танц. и джазовой музыки 20 в.; здесь преобладают С. предваряющего типа (напр., начало фп. сонаты ор. 31 No 1, G-dur и кода из увертюры "Леонора No 3" Бетховена, С. во мн. произв. Р. Шумана).
        Реже активизация метра и темпа достигается запаздывающими С. (напр., увертюра "Кориолан" Бетховена, гл. партия увертюры П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта"). В романтич. музыке часто встречаются С. противоположного, "рубатного" характера. Ритмич. диссонансы при этом иногда остаются без разрешения (напр., в окончании пьесы Листа "Bйnйdiction de Dieu dans la solitude" для фп.):
P. Лист. Bйnйdiction de Dieu dans la solitude, пьеса для фп.
        В произв. романтиков широкое распространение получают запаздывающие С. Типичным приёмом является запаздывание мелодии, сходное с suspension в орнаментике муз. стиля барокко (, исполняется ) и представляющее собой выписанное rubato, как оно понималось в 17-18 вв.:
Ф. Шопен. Фантазия f-moll для фп.
        См. также далее.
        Предваряющие С. у романтиков и особенно у А. Н. Скрябина, заостряя ритмич. диссонансы, не подчёркивают метрич. пульсацию.
P. Шопен. Ноктюрн c-moll для фп.

Литература: Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1965; Mазель Л. А.,Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967, с. 191-220.

М. Г. Харлап.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Синкопа" в других словарях:

  • СИНКОПА — (греч.). 1) сокращение слова посредством выпуска среднего слога или гласной буквы среди двух согласных. 2) внезапное ослабление, изнеможение, обморок. 3) в музыке: 1) ритмическая форма, состоящая в уничтожении акцента посредством связывания… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • синкопа — обморок, смещение, переакцентуализация, выпадение, сдвиг, обрубание Словарь русских синонимов. синкопа сущ., кол во синонимов: 7 • выпадение (15) • …   Словарь синонимов

  • синкопа — ы, ж. syncope f., англ. syncope < synkope сокращение. 1. В музыке смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую. БАС 1. Между прочим, она пела вариацию на арию из Волшебного стрелка ; тэму так приятно, что сказать нельзя, 2 ю… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Синкопа — (позднелатинское syncopa, от греческого syncope – прерывание), в музыкальной ритмике смещение ударения с метрически опорного момента (смотри Метр) на более слабый. Синкопа придает ритму остроту, иногда создает эффект противоречия.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СИНКОПА — (греч. synkope букв. обрубание, сокращение),1) в музыке смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.2) В стихе переакцентуация …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИНКОПА — СИНКОПА, синкопы, жен. (греч. synkope сокращение). 1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.). 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНКОПА — «СИНКОПА», Россия, 2000, цв., 15 мин. В ролях: Алексей Храбсков, Борис Александров, Клим Кустарников, Ирина Янко. Режиссер: Валерий Мызников. Автор сценария: Валерий Мызников. Оператор: Константин Никитин. Композитор: Олег Яшин …   Энциклопедия кино

  • Синкопа — в музыке перенесение ударения с акцентированной ноты нанеакцентированную. С. происходит оттого, что ноту, поставленную наслабом времени, соединяют лигой с той же нотой, стоящей на сильномвремени. Иногда С. образуется и без лиги, когда происходит… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • синкопа — Пропуск одной или нескольких букв в середине слова. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN syncope …   Справочник технического переводчика

  • Синкопа — Cинкопа (др. греч. ἡ συγκοπή  обрубание, отсечение): Синкопа, обморок  приступ кратковременной утраты сознания, обусловленный временным нарушением мозгового кровотока. Синкопа (музыка)  смещение ритмической опоры в музыке с сильной …   Википедия

  • синкопа — ы; ж. [греч. synkopē сокращение, пропуск] 1. Муз. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую, нарушающее плавность ритма и создающее ощущение остроты, взволнованности. Правило синкоп. Синкопы характерны для румбы,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»