- Сабалета Н.
-
(Zabaleta) Никанор (p. 7 I 1907, Сан-Себастьян) - испан. арфист. Игре на арфе учился с 7-летнего возраста. В 1920 окончил Мадридскую консерваторию, с 1925 совершенствовался у арфиста М. Турнье в Париже. В том же году начал выступать с сольными концертами. Много гастролировал в странах Европы, в Сев. и Юж. Америке. С нач. 1970-х гг. вице-президент Междунар. ассоциации арфистов. Прославился как виртуоз, всесторонне использовавший звуковые и технич. возможности арфы (развив идею арфиста Я. Б. Крумпхольца, ввёл 8-ю педаль для включения в нижнем регистре демпфера). Для исп. С. характерны поэтичность, задушевность, чистота тона, точность пальцевой техники. Оказал большое влияние на развитие арфового иск-ва 20 в. С. принадлежат многочисл. транскрипции и обр. старинной музыки (особенно испан. и португ. композиторов 16-17 вв.), а также ред. совр. арфовых произв. Способствовал популяризации арфы как сольного инструмента и расширению репертуара для неё; включал в программы забытые и редко исполняемые соч., в т.ч. арфовые сонаты и пьесы классич. и совр. композиторов. Играл также собств. переложения для арфы клавирных концертов Э. Эйхнера, К. Д. Диттерсдорфа. Опубликовал "Антологию 16-18 вв. и современной литературы для арфы" ("Antologia dei sec. 16 е 18 della letteratura contemporanea per arpa"); произв., входящие в это собрание, в исп. С. записаны на грампластинки. С. посвящены произв. для арфы Э. Кшенека, Ж.Тайфер, М. Турнье, Д. Мийо, X. Родриго, Э. Вилы Лобоса и др.
Литературные сочинения: The Harp in Spain from the XVI to XVIII century, "Harp news", 1964, No 10. Литература: Дулова В., Искусство игры на арфе, м., 1975; Sсimесa M. G., L'arpa nella storia, Bari, 1938. Б. В. Доброхотов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.