- Рыжкин И. Я.
-
Иосиф Яковлевич (р. 24 VI (7 VII) 1907, Москва) - сов. музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1935). В 1930 окончил Моск. консерваторию (историко-теоретич. отделение; учился у М.Ф. Гнесина, А. Ф. Гедике и др.). Преподавал в Моск. консерватории (1929-44, с 1939 профессор, в 1941-43 декан историко-теоретич. ф-та, в 1940-44 зав. кафедрой теории и истории музыки военно-дирижёрского ф-та). В 1932-33 гл. редактор редакции Центр. муз. радиовещания. В 1943-45 консультант (по вопросам музыки) Всесоюзного комитета по радиовещанию. В 1944-1948 зав. кафедрой истории и теории музыки и профессор Ин-та военных дирижёров. В 1948-66 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в, в 1966-73 зав. кафедрой истории и теории музыки Моск. ин-та культуры, с 1973 профессор-консультант Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных.
Был науч. сотрудником Академии художеств. наук (ГАХН), зам. гл. редактора журн. "Советская музыка". Осн. область исследоват. работ Р. - муз. эстетика, теоретич. музыкознание. Автор статей о советской музыке, о русских и зарубежных композиторах.
Сочинения: История учений о гармонии, "Пролетарский музыкант", 1931, No 8; "Менуэт" Танеева. (О художественном образе), "СМ", 1934, No 4; Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2. М.-Л,, 1934-43 (совм. с Л. А. Мазелем); О национальном вопросе в истории западноевропейской музыки (под псевд. И. Р-н), "СМ", 1937, No 4; Очерк о гармонии, там же, 1940, No 3; Шестая симфония Чайковского. О трёх "планах" русской музыкальной классики: историческом, эпическом и психолого-драматическом, "СМ", 1946, No 1-3; Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма, М.-Л., 1951; Взаимоотношения образов в музыкальном произведении и классификация так называемых "музыкальных форм", в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1955; Стиль и реализм, в сб.: Вопросы эстетики, (вып.) 1, М., 1958; Русская советская музыкальная культура (1941-1945), в кн.: История русской советской музыки, т. 3, М., 1959; Назначение музыки и её возможности, М., 1962; Образная композиция музыкального произведения, в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965; Становление советской музыкальной эстетики. (Луначарский и Асафьев), в сб.: Из истории советской эстетической мысли, М., 1967; Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Новаторство возрождённой традиции, "СМ", 1976, No 6; Советская музыкальная эстетика в 30-е годы, в сб.: Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х годов, М., 1977, и др. Б. М. Ноздрунов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.