"Русские симфонические концерты"

"Русские симфонические концерты"
        ("Общедоступные русские симфонические концерты") - концерты, организованные М. П. Беляевым и проводившиеся в Петербурге (Петрограде) с 1885 до сер. 1918 с целью пропаганды творчества рус. композиторов. "Р. с. к." предшествовал концерт рус. музыки (названный "Репетиция сочинений А. К. Глазунова"), к-рый состоялся 27 марта 1884 в зале Петропавловского уч-ща под упр. Г. О. Дютша. Концерт, прошедший 23 нояб. 1885 в зале Дворянского собрания (в программе соч. А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова), положил начало регулярному проведению "Р. с. к." (первоначально также и камерных), с 1886/87 - до 6-7 раз в течение сезона. Наряду с произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов "Новой русской музыкальной школы", П. И. Чайковского здесь прозвучали мн. соч. С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Концертами дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, А. К. Лядов, Чайковский, Ф. М. Блуменфельд и др. - нередко авторы исполняемых произв. "Р. с. к.", прошедшие 22 и 29 июня 1889 во время Всемирной выставки в Париже, способствовали ознакомлению зап.-европ. публики и музыкантов с рус. музыкой.
        "Р. с. к.", в к-рых постоянно исполнялись новые соч. рус. композиторов, зачастую впервые, сыграли заметную роль в развитии нац. муз. культуры. Они представляли собой уникальный в мировой конц. практике того времени тип концертов исключительно отечеств. музыки. В то же время художеств. и просветит. эффект "Р. с. к." снижался в связи с частым включением в программы произв. второстепенных композиторов, близких Беляевскому кружку, жанровым однообразием программ, почти исключавших, напр., вок. музыку. Недостаточная посещаемость "Р. с. к." объяснялась и полным отсутствием рекламы (принципиальная установка М. П. Беляева). Анализ "Р. с. к." давали в своих статьях В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, А. В. Оссовский, H. P. Финдейзен и др. ведущие критики.

Литература: Стасов В., По поводу всемирной выставки, "Северный вестник", 1889, No 10, с. 203-42; его же, Новые проделки г. Буренина, "День", 1889, 28 окт.; его же, Митрофан Петрович Беляев, "РМГ", 1895, No 2, стлб. 81-108 (приложения к статье: Программы русских симфонических концертов за время 1881-1895 гг. и Программы русских квартетных вечеров, там же, стлб. 109-30); Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952, с. 381-86; Гофман Р., Римский-Корсаков в Париже, "СМ", 1958, No 6, с. 48-55; Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. Книга первая, М., 1968, с. 399-400.

Л. З. Корабельникова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое ""Русские симфонические концерты"" в других словарях:

  • Русские симфонические концерты —       общедоступные концерты, проводившиеся в 1885 1918 в Петербурге по инициативе М. П. Беляева. С 1886/87 по 6 7 концертов в сезон. Исполнялись (зачастую впервые) произведения (симфонические, а также поначалу камерно инструментальные) только… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • «Русские симфонические концерты» — «Русские симфонические концерты», общедоступные концерты, проводившиеся в 1885—1918 в Петербурге по инициативе М. П. Беляева. С 1886/87 по 6—7 концертов в сезон. Исполнялись (зачастую впервые) произведения (симфонические, а также… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • «Русские симфонические концерты» — РУССКИЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ общедоступные концерты, проводившиеся в 1885 1918 в Петербурге (Петрограде) по инициативе М. П. Беляева. Способствовали пропаганде симфонических и камерно инструментальных соч. отеч. авторов, гл. обр. близких к… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Русские сезоны — Август Маке. Русский балет (1912) Русский балет Дягилева, или Ballets russes, балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на… …   Википедия

  • Римский-Корсаков Н. А. —         Николай Андреевич (6 (18) III 1844, Тихвин 8 (21) VI 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Псковской обл.) рус. композитор, педагог, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Первоначальное общее и муз. образование получил …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка —       С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Музыка — Музыка. С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Концертные залы —       В XVIII в. в качестве К. з. использовались театры, залы, залы клубов и учебных заведений (Смольного и Екатерининского институтов, Академии художеств и др.). В 1722 23 близ главного Адмиралтейства построено здание музыкального театра.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Концертные залы — Концертный зал «Ленинградский». Концертный зал «Ленинградский». Санкт Петербург. Концертные залы. В XVIII в. в качестве концертных залов использовались театры, залы, залы клубов и учебных заведений (Смольного и Екатерининского институтов,… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Ленинград —         крупнейший наряду с Москвой центр муз. культуры СССР. 3679 тыс. жит. (на 1 янв. 1973). Муз. жизнь, преим. светские её формы, начинается в Петербурге в первые годы существования города. В торжествах по случаю победы над шведами и основания …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»