Рондо-соната

Рондо-соната
        форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Возникла в финалах сонатно-симфонич. циклов венских классиков. Существуют две осн. разновидности формы Р.-с. - с центральным эпизодом и с разработкой:
        1) А В А        С         A1 В1 А2
        2) А В А         разработка         А1 B1 A2
        Первые два раздела носят двойные наименования. В терминах сонатной формы: А - главная партия, В - побочная партия; в терминах рондо: А - рефрен, В - первый эпизод. Тональный план проведений раздела В отражает закономерности сонатного allegro - в экспозиции он звучит в доминантовой тональности, в репризе - в главной. Тональность второго (центрального) эпизода (в схеме - С) отвечает нормам рондо - он тяготеет к одноимённой или субдоминантовой тональностям. Отличие Р.-с. от сонаты состоит прежде всего в том, что за побочной и часто примыкающей к ней заключит. партиями следует не разработка, а вновь гл. партия в гл. тональности. Отличие же Р.-с. от рондо в том, что первый эпизод повторяется далее (в репризе) в главной тональности.
        Оба осн. компонента Р.-с. по-разному влияют на форму отд. разделов. Сонатная основа требует от гл. партии (рефрена) формы периода, связанная с рондо - простой двухчастной или трёхчастной; сонатная тяготеет к разработке в среднем разделе формы, связанная с рондо - к появлению второго (центрального) эпизода. Побочной партии первого эпизода Р.-с. не свойствен перелом (сдвиг), типичный для сонатной формы.
        В репризе Р.-с. часто выпускается одно из проведений рефрена - преим. четвёртое. Если пропускается третье проведение, возникает подобие зеркальной репризы.
        В последующие эпохи Р.-с. оставалась характерной для финалов формой, изредка использовалась и в первой части сонатно-симф. циклов (С. С. Прокофьев, 5-я симфония). В композиции Р.-с. происходили изменения, близкие к изменениям в развитии сонатной формы и рондо.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 2, М., 1936, с. 49; Способин И., Музыкальная форма, М., 1947, 1972, с. 223; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 187-90; Мазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 385; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965, с. 283-95; Rrout E., Applied forms, L., (1895) (рус. пер. - Pраут Э., Прикладные формы. М., б. г., с. 203-16).

В. П. Бобровский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Рондо-соната" в других словарях:

  • Рондо-соната — Рондо соната  музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний… …   Википедия

  • рондо-соната — рондо соната, рондо сонаты …   Орфографический словарь-справочник

  • рондо-соната — и, ж. Музична форма, в якій поєднуються ознаки рондо та сонатної форми …   Український тлумачний словник

  • рондо-соната — (1 ж), Р. ро/ндо сона/ты …   Орфографический словарь русского языка

  • рондо-соната — ро/ндо сона/та, ро/ндо сона/ты, ж …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • РОНДО — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… …   Современная энциклопедия

  • Рондо — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Рондо — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо (от фр. rondeau «круг», «движение по вертикали») музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3 х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися …   Википедия

  • СОНАТА — музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей …   Энциклопедия Кольера

  • Соната № 6 для фортепиано (Прокофьев) — Hilda Wiener (1877 1940). «Sergei Prokofiev», 1936 Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 – была законч …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»