Римская школа

Римская школа
        назв. творч. направлений, сложившихся в Риме в 16-17 вв.
        1) Р. ш. в полифонич. вок. музыке - творч. школа, сформировавшаяся во 2-й пол. 16 в. во главе с Палестриной. Его последователями в нач. 17 в. были Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и Дж. Ф. Анерио, Ф. Сориано. Для Р. ш. характерно преобладание духовных жанров (a cappella в полифонич. изложении) - мессы, мотеты. Римские композиторы писали также мадригалы. Полифонич. стиль школы (т. н. строгий стиль) отличался чистотой, плавностью мелодич. линий, консонантностью, выявлением гармонич. начала в полифонич. сочетании голосов. Отказываясь от мелодич. свободы и подчёркнутой выразительности, от хроматизмов, сложных ритмов, гармонич. жёсткостей, представители Р. ш. создавали произв. благостно-умиротворённые, созерцательные, величавые, проникнутые возвышенными эмоциями. Эти соч. отвечали требованиям католич. церкви в период Контрреформации. Вместе с тем они подготовляли, наряду с иными течениями музыки кон. 16 в., переход от полифонии к гармонии. В дальнейшем Р. ш. выродилась в академич. направление церк. хор. музыки a cappella и утратила значение.
        2) Р. ш. в опере - одна из первых оперных школ в Италии, выдвинувшаяся в 20-30-е гг. 17 в. В ней наметились две линии: пышного оперного спектакля барочного стиля (начиная от оперы "Цепь Адониса" Д. Маццокки, 1626) и нравоучительно-комического, близкого комедии дель арте ("Страждущий да надеется" В. Маццокки и М. Мараццоли, на сюжет из "Декамерона" Боккаччо, 1639). Крупнейшим представителем Р. ш. был комп. С. Ланди (лучшая опера - "Св. Алексей", 1632), в произв. к-рого объединились в известной мере обе тенденции. В операх Ланди сочетаются подлинно драм., даже трагич. ситуации, христ. нравоучения, фантастика и быт. Ещё более причудливое смешение христ. морали и жанрового правдоподобия характерно для римских опер комич. типа. Благодаря развитию жанровых сцен (напр., сцена ярмарки) в этих спектаклях появились новые элементы муз. стилистики - разговорные, с небольшой поддержкой клавесина, речитативы (recitativo secco), песенки, жанровые хоры. Одноврем. в римской опере возросла роль ариозного начала (выражение драм. эмоций). Среди композиторов выделились также Л. Виттори (опера в пасторальном жанре "Галатея", 1639), М. Росси ("Эрминия", 1637). Развитие оперы в Риме в 17 в. проходило в сложной обстановке и во многом зависело от личности того или иного папы: оперному т-ру то оказывалось покровительство (Урбан VIII Барберини, Климент IX Роспильози), то он подвергался преследованию (папы Иннокентий X и Иннокентий XII). Здания т-ров то строили, то разрушали. Традиции Р. ш. затем отчасти перешли в Венецию и получили здесь развитие в иных обществ. условиях.

Литература: Ademollo A., I teatri di Roma nel secolo decimosettimo, Roma, 1888; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der Italienischen Oper im XVII. Jahrhundert, Bd 1, Lpz., 1901; Rolland R., L'opera au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire... fondateur A. Lavignac, partie I, (v. 2), P., 1913 (рус. пер. - в кн.: Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931), Ridder L. de, Der Anteil der Comedia dell'Arte an der Entstehungs- und Entwicklungsgeschichte der komischen Oper, Kцln, 1970 (Diss.).

T. H. Соловьева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Римская школа" в других словарях:

  • римская школа — 1) направление в полифонической музыке XVI XVII вв., связанное главным образом с творчеством Палестрины и его деятельностью в соборе св. Петра в Ватикане. 2) Одна из первых оперных школ (XVII в.). Крупнейший представитель  С. Ланди …   Энциклопедический словарь

  • РИМСКАЯ ШКОЛА — – ряд учителей и учеников (от середины 16 го века до 19 го века), творчество которых в эпоху возникновения школы характеризовалось подчинением контрапунктических ухищрений требованиям красоты звука и правдивости экспрессии; позднее, когда… …   Музыкальный словарь Римана

  • Римская литература — I. Эпоха республики 1. Древнейший период. 2. Литература III II вв. до н. э. 3. Литература периода гражданских войн. II. Эпоха перехода к империи («век Августа»). III. Эпоха империи. Библиография. I. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ. 1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД.… …   Литературная энциклопедия

  • РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. – 5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии собственно римской, связанной с теми философами, к рые имели специальное отношение к самому Риму. Западная Рим. империя… …   Философская энциклопедия

  • Римская мифология — Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98 117 н. э.) Ри …   Википедия

  • Римская провинция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • ШКОЛА —    • Schola.     I. У греков.          Подробности об этом вопросе представляют некоторые затруднения, во первых, потому, что, удаляясь по большей части от общественной жизни, школьное дело принадлежало отдельному дому и семейству, а во вторых,… …   Реальный словарь классических древностей

  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА — – плеяда музыкантов, имевшая, если не исключительное (срв. Римская школа), то во всяком случае существенное значение в деле перехода музык. гегемонии от нидерландцев к итальянцам. В. ш. ведет свое начало от нидерландца Адриана Вилларта (См.) …   Музыкальный словарь Римана

  • Восточная Римская Империя — Византийская империя Восточная Римская империя Ромейская империя Imperium Romanum Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía tôn Rhōmaíōn …   Википедия

  • Восточная Римская империя — Византийская империя Восточная Римская империя Ромейская империя Imperium Romanum Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía tôn Rhōmaíōn …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»