Риман К. В. Ю. Х.

Риман К. В. Ю. Х.
        (Riemann) Карл Вильгельм Юлиус Xуго (18 VII 1849, Гросмельра, близ г. Зондерсхаузен - 10 VII 1919, Лейпциг) - нем. музыковед. Род в семье композитора-любителя. Занимался музыкой под рук. Г. P. Франкенбергера, А. Бартеля, Т. Ратценбергера и др. Изучал право, историю и философию в ун-тах Берлина и Тюбингена (1868-70). В 1871 поступил в Лейпцигскую консерваторию, где учился по классам фп. и композиции у К. Г. Рейнеке, гармонии - у С. Ядассона. В 1873 в Геттингене защитил диссертацию "Ьber das musikalische Hцren" (издана под назв. "Musikalische Logik...", Lpz., 1874). До 1878 был дирижером и педагогом в Билефельде, затем приват-доцентом в Лейпцигском ун-те; преподавал в Бромберге (1880), в Гамбургской консерватории (1881-90, класс фп. и теоретич. предметы), в консерватории Висбадена (1890-95). В 1895 вернулся в Лейпциг. Работал в ун-те (с 1901 профессор), с 1905 - в новом Ин-те музыкознания (Collegium musicum, с 1911 профессор). С 1914 директор гос. исследовательского Ин-та муз. науки. Почетный член академии "Санта-Чечилия" в Риме (1887), Корол академии во Флоренции (1894).
        Деятельность Р. необычайно широка по масштабам и тематике. Как историк и теоретик он охватил все области музыковедения, проявив стремление к универсальной систематизации. Теоретич. воззрения Р. сложились преим. на основе утверждения закономерностей классич. иск-ва (прежде всего венских классиков). В центре интересов Р. - проблемы структуры муз. произв., поставленные в связь с др. сторонами муз. иск-ва. В области гармонии как теоретич. дисциплины Р. являлся основоположником т. н. функционального направления. Он высоко ценил гармонич. концепции Ж. Ф. Рамо, использовал в исследованиях данные акустики и муз. психологии. В сфере полифонии Р. пересмотрел антиисторич. положения традиц. школы И. Фукса и пытался подчинить учение о полифонии закономерностям гармонич. мышления. Рассматривая проблемы метра и ритма, Р. выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. формы (как мелких, так и крупных). Осн. формообразующими элементами музыки он считал гармонию и ритм, а осн. носителями выразительности - мелодию, динамику и агогику. Р. разработал методологию муз. анализа, основанную на понимании произв. как стройной организации структурных элементов, начиная от мотива и вплоть до формы целой части, даже цикла частей. Уязвимым в методе анализа Р. было то, что он исходил из стиля одной только венской классической школы; помимо того, он недооценивал значения хореических образований, что приводило его к разл. рода натяжкам. Это проявилось в многочисл. работах Р., посв. анализу муз. произв. (напр., фуг И. С. Баха или фп. сонат Л. Бетховена). Спец. работы Р. посвятил вопросам муз. инструментария, оркестра, партитуры, а также исполнительства (особенно на фп.), истории нотописания, муз. теории, муз. эстетики, в к-рой он брал за основу значительность содержания, идеи произв. и совершенство воплощающей его формы. Теоретич. мышление Р. совмещало в себе догматич. черты (систематизация правил, рекомендации), глубоко науч. поиск и смелые творч. идеи, приведшие к ряду открытий. В области музыковедения труды Р. основаны большей частью на новых фактах, особенно в истории муз. теории, нотописания и муз. стиля 17-18 вв. Ряд проблем Р. раскрыл по-новому, в частности проблему формирования венской классич. школы, исследовав творчество композиторов мангеймской школы, и опубликовав множество их симф. произв. Историю музыки Р. представлял преим. как историю жанров, форм, способов изложения, муз. стилей. Основополагающий труд Р. в этой области - "Руководство по истории музыки" ("Handbuch der Musikgeschichte", Bd 1-2, 1904-13). Разработал ряд принципов периодизации, но в их применении бывал непоследовательным и смешивал разные критерии. Спец. работу Р. посвятил истории муз.-теоретич. мысли. Многие его труды используются как пособия (особенно "Катехизисы"); целая группа их может быть отнесена к категории справочников, среди к-рых мировую известность приобрел "Музыкальный словарь" ("Musiklexikon", В., 1882), на базе к-рого вышло в свет 12 изданий (переиздавался, уточнялся и дополнялся с участием видных музыковедов (12. Aufl., Bd 1-5, 1959-75, hrsg, von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht, C. Dahlhaus). Ряд изданий словаря Р. переведён на разные яз. (рус. пер., ред. и доп. Ю. Энгеля, 1901). Автор муз. произведений.

Сочинения: Die objektive Existenz der Untertцne in der Schallwelle, В., 1875; Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд., Hildesheim, 1970; Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929; Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Elementar-Musiklehre, Hamb., 1883; Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. - Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М.-Лейпциг, 1898); Opern-Handbuch, (TI 1-3), Lpz., 1887-1893; Wie hцren wir Musik? Drei Vortrдge, Lpz., 1888, 1923; Katechismus des Klavierspiels, Lpz., 1888 (рус. пер. - Катехизис фортепианной игры, M., 1892, 4929), Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunkts, Lpz., 1888,4-6 1921, Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1-2, Lpz., 1888, 1914 (рус. пер. - Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1895-96), Katechismus der Musikinstrumente, Lpz., 1888, 4908, Katechismus der Orgel, Lpz., 1888, 1901; Allgemeine Musiklehre (Katechismus der Musik), Lpz., 1888, 1908; Anleitung zum GeneralbaЯ-Spielen, Lpz., 1889, 1922, Katechismus der Akustik, Lpz., 1891 (рус. пер. - Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Vereinfachte Harmonielehre, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. - Упрощенная гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, то же, 1901), Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961, Die Elemente der musikalischen Дsthetik, B.-Stuttg., (1900); Geschichte der Musik seit Beethoven (1800-1900), В.-Stuttg., 1901; Grosse Kompositionslehre, Bd 1-3, B.-Stuttg., 1902-13, Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924; Katechismus der Orchestrierung, Lpz., 1902, 1921; System der musikalischen Rhythmik und Metrick, Lpz., 1903, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1-2, Lpz., 1904-13, 4919-22, переизд., N. Y., 1972, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905; Normal-Klavierschule fьr Anfдnger, Lpz., 1906; Kleines Handbuch der Musikgeschichte, Lpz. 1908, 1952; GrundriЯ der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928; Die byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert, Lpz., 1909; Дsthetische und formal-technische Analyse mit historischen Notizen, Tl 1-3, В., 1918-19 и др.

Литература: Рыжкин И., Мазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934; История европейского искусствознания. Вторая пол. XIX в. - начало XX в, кн. 1-2, M., 1969; Riemann-Festschrlft. Gesammelte Studien. Hugo Riemann zum sechzigsten Geburtstage ьberreicht von Freunden und Schьlern, (hrsg. von С. Mennicke), Lpz., 1909 (с перечнем работ); Сrabner H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung fьr die praktische Analyse, Mьnch 1923; Gurlitt W., Aus den Briefen M. Regers an H. Riemann, в кн.: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, XVIII, 1936; его же, Hugo Riemann, Mainz, 1951; Denecke H. L., Die Kompositionlehre Hugo Riemanns, Kiel, 1937 (Diss.); Wolff H. С., Hugo Riemann der Begrьnder der systematischen Musikbetrachtung, в кн.: Festschrift M. Schneider, Lpz., 1955; Federhofer H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und die Schichtenlehre H. Schenkers, в кн.: Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Wien, 1956, Graz-Kцln, 1958; Reinecke H. R., H. Riemanns Beobachtungen von "Divisionstцnen" und die neueren Anschauungen zur Tonhцhenwahrnehmung, в кн.: H. Albrecht in memoriam, Kassel (u. a.), 1962; Sievers G., Die Grundlagen H. Riemanns bei M. Reger, Wiesbaden, 1967; Dahlhaus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonahtдt, Kassel (u. a.), 1968; Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit H. Riemann, Dusseldorf, 1970, MickelsenW. C., H. Riemann's histoiry of harmonic theory..., Bd 1-2, Bloomington, 1971 (Diss.), Оrf W., Die unverцffentliche Riemann-Festschrift 1919, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1973, Jahrg. 15, H. 4.

T. H. Соловьева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Риман К. В. Ю. Х." в других словарях:

  • Риман — Риман: (Riemann, Rieman, Ryman): Риман, Георг Фридрих Бернхард (1826 1866)  немецкий математик. Риман, Карл Вильгельм Юлиус Гуго (1849 1919)  немецкий музыковед. Риман, Николай Карлович (1864 1917)  российский офицер, генерал майор …   Википедия

  • РИМАН — (Riemann) Бернхард (1826 66), немецкий математик. Положил начало геометрическому направлению в теории аналитических функций. Работы по алгебраическим функциям, аналитической теории дифференциальных уравнений, теории чисел, тригонометрическим… …   Современная энциклопедия

  • РИМАН — (Riemann) Георг Фридрих Бернхард (1826 1866), немецкий математик. Вместе с Огюстеном Коши сформулировал ТЕОРИЮ ИНТЕГРАЛОВ. Также развил комплексный анализ и ТЕОРИЮ ЧИСЕЛ. Его работа по дифференциальной и НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ была использована… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • РИМАН — Образовано присоединением к имени Рим (см.) тюркско татарского антропонимического аффикса ан. Возможно также, что данное имя произошло от фамилии выдающегося немецкого математика Георга Фридриха Бернхарда Римана. Татарские, тюркские,… …   Словарь личных имен

  • Риман — (Georg Friedrich Bernhard Rieemann, 1826 1866) знаменитыйнемецкий математик. Наклонности к математике проявлялись у молодого Р.еще в лицее; уступая желанию отца, Р. поступил, в 1846 году, вгеттингенский университет для изучения филологии и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Риман Б. — Бернхард Риман Георг Фридрих Бернхард Риман (нем. Georg Friedrich Bernhard Riemann, 17 сентября 1826, Брезеленц, Ганновер  20 июля 1866, Селаска, Италия, близ Лаго Маджоре)  немецкий математик. За свою короткую жизнь (всего 10 лет трудов) он… …   Википедия

  • Риман — I Риман (Riemann)         Георг Фридрих Бернхард (17.9.1826, Брезеленц, Нижняя Саксония, 20.7.1866, Селаска, близ Интры, Италия), немецкий математик. В 1846 поступил в Гёттингенский университет: слушал лекции К. Гаусса, многие идеи которого были… …   Большая советская энциклопедия

  • РИМАН — (офицер, известный своей жестокостью при подавлении восстания 1905 г.) Говорят о конце обороны. Обыватель устал. Неминуемо будет праветь. Мин и Риман , Гремят На заре Переметы перрона, П925 26 (I,301) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • РИМАН (Riemann) Бернхард — (1826 66) немецкий математик. Положил начало геометрическому направлению в теории аналитических функций. Работы по алгебраическим функциям, аналитической теории дифференциальных уравнений, распределению простых чисел, тригонометрическим рядам и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РИМАН Хуго — (1849 1919) немецкий теоретик и историк музыки, создатель одной из крупных теоретических школ музыковедения. Труды по теории, истории музыки и эстетике; Музыкальный словарь (1882, русский перевод 1901) и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Риман Георг Фридрих Бернхард — Риман (Riemann) Георг Фридрих Бернхард (17.9.1826, Брезеленц, Нижняя Саксония, ‒ 20.7.1866, Селаска, близ Интры, Италия), немецкий математик. В 1846 поступил в Гёттингенский университет: слушал лекции К. Гаусса, многие идеи которого были им… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»