Псалмы


Псалмы
        (от греч. palmos - хвалебная песнь, первонач. - бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) - гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до н.э.); они составляют библейскую книгу Псалтирь. С П. Псалтири не следует смешивать т.н. псалмы и песни Соломона, представляющие собой раннехрист. гимнографию. Нумерация вошедших в Псалтирь П. различна в др.-евр. (т.н. масоретском) тексте Библии и в др.-греч. переводе т.н. Септуагинты (к-рому следуют православная и католич. традиции); ниже номера указываются по Септуагинте.
        Как правило, каждый из П. содержит в начале указание на авторскую принадлежность (иногда и на повод, послуживший к его сочинению), а также на общее содержание, способ исполнения и муз. модель для него, напр. "Начальнику хора. Не погуби (модель). Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру" (П. 56) или "Начальнику хора. На шошан (муз. инструмент). Учение сынов Кореевых (авторы). Песнь любви (содержание)" (П. 44). Иногда указывается время исполнения, напр. "Псалом Давида. Песнь при обновлении дома" (П. 29).
        П. имели строфич. строение. В нек-рых П. строфы разделяет рефрен, напр. в П. 41-42 рефреном служит стих, начинающийся словами "Что унываешь ты, душа моя...?". В П. 118 строфы выделены акростихом евр. алфавита, так что первые 8 стихов начинаются с буквы Alep, вторые 8 - с буквы Bкt и т.д. В некоторых П. поэтич. структура создаётся за счёт анафоры, т.е. повторения слов или фразы в начале стихов (напр., П. 117, стихи 6-9), или же епифоры, т.е. повторения фразы в конце последующих стихов (П. 117, стихи 10-12).
        Евр. поэзии не были свойственны ни метрическое, ни силлабич. стихосложение, не применялись в ней и рифмы. Поэт уравновешивал течение стиха, пользуясь разл. приёмами лит. параллелизма (дистихон).
        По содержанию выделяют П. хвалебные, покаянные, дидактические и мессианские. Язык П. богат фигуральными выражениями. Здесь встречаются повествование и аллегория, зарисовки персонажей и описания переживаний, зооморфные изображения действий и поступков людей и антропоморфные описания стихий, сил природы и космич. явлений. В П. находят отражение география Палестины и история её народов, их быт, религиозные и государственные законы, жестокие войны.
        Уже в начале н.э. П. были восприняты христ. церковью и вскоре стали важной составной частью богослужений и домашних молитв. Под воздействием евр. религ. традиции сложился и тип их исполнения - в виде вок. псалмодии, предвосхищающей осн. черты псалмодии григорианского пения, первоначально без участия инструментов. Распространение получило исполнение П. в унисон поочерёдно двумя хорами (см. Антифон) и респонсорное, когда певец пел стихи П., а народ отвечал на них пением рефрена (см. Респонсорий). При подобном исполнении особенно подчёркивался параллелизм в поэтич. текстах - противостоящие друг другу строки пелись разными хорами и разделялись цезурой. Наряду с целыми П. исполнялись и отдельные наиболее выразительные их стихи. Так возникли самостоят, краткие песнопения - антифон, градуал, трактус, аллилуарий и др. В 9 в. на тексты П. были созданы степенны визант. гимнографа Феодора Студита. С 15 в. П. стали исполняться многоголосно; первоначально применялось полифонич. сложение punctum contra punctum, способствовавшее ясному восприятию текста и торжественности звучания целого. Ранние итал. многогол. П. характеризуются простым гомофонным фобурдонным (см. Фобурдон) складом. Псалмодич. cantus firmus в итал. соч. помещался в сопрано. После 1500 в Италии появляются двух-хорные и многохорные фобурдонные композиции; для поддержки голосов начинают привлекаться инструменты. Во Франции фобурдонный склад не получил распространения. В германских странах, где он возник независимо от Италии, cantus firmus помещался в теноре. В протестантской церк. музыке фобурдонный склад не применялся. Постепенно композиторы отказываются от строго выдержанного cantus firmus, а затем и от применения канонич. мелодии вообще; поэтич. тексты П. получают свободное полифонич. воплощение, на музыку кладутся не только отрывки П., но и целые П. Первыми образцами этого рода были псалмодич. мотеты Жоскена Депре, оказавшие большое влияние на композиторов последующего времени. Важными вехами в муз. воплощении текстов П. были П. франц. комп. К. Гудимеля, польского - М. Гомулки, нидерландского - Клеменса-не-Папы. Высший пункт развития жанра псалмодич. мотета связан с творчеством О. Лассо; в псалмодич. мотетах 16 и 17 вв. находит применение т.н. концертирующий стиль. На рубеже 17-18 вв. возникает псалмодич. кантата для солиста или ансамбля солистов (Дж. Б. Перголези, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др.). Псалмодич. мотет широко применялся в нем. евангелич. музыке (Г. Шюц, И. С. Бах). В англиканской церкви музыкальные воплощения П. получили форму т.н. энсзема, составляющего промежуточное звено между псалмодич. мотетом и кантатой.
        На Украине и в России в 17 в. распространение получила т.н. псальма - родственная канту бытовая 3-гол. песня на стихотворно обработанные тексты П. Они же лежат в основе мн. партесных концертов, хор. концертов Д. С. Бортнянского и др. рус. композиторов.
        В 19 в. музыку на тексты П. для голоса или хора с сопровождением создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Маршнер, Ф. Лахнер и др.; более свободные, не связанные с церк. службой соч. на тексты П. писали Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер. В 20 в. к П. обращались М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и др. композиторы.

Литература: Смирнов A., Псалмы Соломона с приложением од Соломона, вып. 3, Казань, 1896; Серман И. З., "Псалтырь, рифмованная" Симеона Полоцкого и русская поэзия XVII века, "Труды отдела древнерусской литературы", т. 18, М.-Л., 1962; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением Псалтири, "Труды отдела древнерусской литературы", т. 22, М.-Л., 1966; Rendel H.,Mingana A., The odes and psalms of Solomon, v. 1-2, Manch., 1916-20; Mоwinскеl S., Psalmenstudien, Bd 1-4, Kristiania, 1921-24; Avenary H., Formal structure of psalmes and canticles In early Jewish and Chrictian chant, "Musica divina", 1953, v. 7; Engelbrecht Chr., Die Psalmvertonung in 20. Jahrhundert.B сб.: Gestalt und Glaube. Festschrift O. Sцhngen, Witten, 1960; Kraus H. J., Die Psalmen, Bd 1-2, Neukirchen, 1960, 1962; Finscher L., Zur Cantusfirmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в сб.: H. Albrecht in memoriam, Kassel (а. о.), 1962; Ellis P., The men and the message of the old testament, N. Y., (1963); Вirkner G., Psaume hйbraпque et sйquence latine, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, v. 16.

H. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Псалмы" в других словарях:

  • псалмы — (греч. psalmói  хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики, восходят к царю Давиду (около 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к конце V  начале IV вв. до н. э. Вместе с… …   Энциклопедический словарь

  • Псалмы — [греч. древнеевр. название псалмов в совокупности tehillim, т. е. «хваления»; евр. назв. отдельного псалма, передаваемое греч. |/ctA.|i.6c;, mizmdr; термин «псалтирь» (греч. |/otA.Tfpiov) появляется впервые у Филона Александрийского как передача… …   Энциклопедия культурологии

  • ПСАЛМЫ — (греч. psalmoi хвалебная песня) песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • псалмы — (др. евр. – хваления), древнеиудейская лирика, вошедшая в состав Ветхого Завета Библии в рамках сборника из 150 текстов – Псалтири. Они создавались в 9–1 вв. до н. э., однако религиозная традиция приписывает авторство псалмов одному из… …   Литературная энциклопедия

  • Псалмы — Давидовы о написании их существует апокрифическое Сказаниео псалтири, како написася Давидом царем . По этому апокрифу Давид писалП., не зная откуда идет их разум : слова ему шептал ангел. Жабы, бывшиев болоте вблизи дворца царя, кричали во время… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Псалмы — Соломона апокрифический ветхозаветный сборник П., написаниекоторого относится ко времени подчинения Иудеи римскому владычеству (70 40 г. до Р. Хр.); дошедшие до нас рукописи П. Соломона написаны нагреческом яз., хотя первоначальный язык П.,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Псалмы — (греческое psalmoi хвалебная песнь), песнопения, составляющие Псалтырь; произведение религиозной иудейской лирики. Восходят к царю Давиду (около 1000 до нашей эры), в самостоятельную книгу окончательно сложились к концу 5 началу 4 вв. до нашей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Псалмы — Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… …   Википедия

  • Псалмы — Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири сборника духовных песнопений… …   Словарь библейских имен

  • Псалмы — (греч. psalom игра на струнном музыкальном инструменте псалтерионе или псалме)    древний жанр религиозной поэзии, позволяющий человеку посредством песнопения обращаться к Богу с выражением своих чувств и словами восхваления, благодарности,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Псалмы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.