Проходящий звук


Проходящий звук
        (итал. note di passagio, франц. note de passage, англ. passing note, нем. Durchgangsnote) - неаккордовый звук на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому (см. Неаккордовые звуки). (Сокращённое обозначение в нотном примере ниже - п.) П. з. придают гармонии мелодия, подвижность. Различают П. з. диатонические и хроматические. Они могут быть также двойными, тройными (секст- или квартсекстаккордами); в противодвижении - и в большем числе голосов:
П. И. Чайковский. "Пиковая дама", 5-я картина, No 19.
        Между П. з. и аккордовым, к к-рому направлено мелодич. движение, могут быть введены аккордовый и др. неаккордовые звуки (запаздывающее разрешение П. з.). Попадая на сильную долю (особенно в момент вступления новой гармонии), П. з. приобретают характер неприготовленного задержания. П. з. могут образовывать проходящие аккорды (напр., в коде 2-й части 2-й скр. сонаты Прокофьева цепь хроматич. проходящих аккордов занимает 12-6-й такты от конца). В совр. музыке поступенность П. з. иногда разрывается перебросом их в др. октаву (Прокофьев, 6-я соната для фп., реприза финала, тема A-dur).
        Как технич. приём П. з. фигурирует уже в самых ранних памятниках зап.-европ. многоголосия (органум 9-10 вв.; см. Rex coeli domine в главе 17 "Musica enchiriadis" на слог сое-; особенно же в мелизматич. органуме 12-13 вв.). Понятие "П. з." возникло позже в учении о контрапункте, где он трактовался как вид диссонанса, переходящий от одного консонирующего интервала к другому. У Тинкториса ("Liber de arte contrapuncti", 1477, cap. 23) среди примеров диссонансов на лёгких долях можно найти П. з. Н. Вичентино ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555) описывает его под назв. dissonanze sciolte. Дж. Царлино ("Le istitutioni harmoniche", 1558, p. III, cap. 42) указывает, что П. з. идут поступенно (per grade). П. з. наз. также комиссурой (comissura; y X. Дедекинда, 1590, и И. Бурмейстера, 1599-1606). Ученик Г. Шюца К Бернхард ("Tractatus compositionis augmemtatus", cap. 17) подробно освещает П. з. как transitus. С развитием учения О гармонии П. з. стал рассматриваться по отношению к аккорду.

Литература: см. при ст. Неаккордовые звуки.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Проходящий звук" в других словарях:

  • проходящий звук — звук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта) …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Форшлаг —         (нем. Vorschlag, итал. appoggiatura, франц. port de voix, англ. appoggiatur) вид мелизмов (мелодич. украшений); украшающий вспомогат. звук или группа звуков перед основным, украшаемым звуком. Обозначается мелкими нотами и не принимается в …   Музыкальная энциклопедия

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Неаккордовые звуки —         (нем. akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. nonharmonic tones, франц. notes йtrangиres, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них… …   Музыкальная энциклопедия

  • Cambiata —         (камбиaта, итал. обменная нота, от cambiare изменять) термин, применявшийся в теории музыки 17 18 вв.; обозначает диссонирующий звук, появляющийся на месте консонирующего. Различают 2 вида С., названные по имени определивших их теоретиков …   Музыкальная энциклопедия

  • Побочный тон —         (франц. note ajoutйe, нем. Zusatzton, Zusatz) звук аккорда, не принадлежащий к его структурной основе (прибавленный к ней). В др. трактовке, П. т. неаккордовый звук (т.е. не входящий в терцовую структуру аккорда), к рый приобретает в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Фигурация — (от лат. figuratio – придание формы, образное изображение)         в музыке, усложнение музыкальной ткани мелодическими или ритмическими элементами. Гармоническая Ф. – движение одного из голосов, главным образом баса, по звукам аккордов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Переченье —         (лат. relatio non harmonica, франц. fausse relation, нем. Querstand) противоречие между звуком натуральной ступени и его хроматич. альтерационным видоизменением в др. голосе (или в др. октаве). В диатонич. системе гармонии P. обычно… …   Музыкальная энциклопедия

  • Проба Ринне (Rime'S Test) — тест, позволяющий установить, является ли глухота у человека кондуктивной или нейросенсорной. Звучащий камертон держится сначала в воздухе, вблизи уха человека, а затем его основание размещается на кости (сосцевидном отростке) позади уха. Если… …   Медицинские термины

  • ПРОБА РИННЕ — (Rimes test) тест, позволяющий установить, является ли глухота у человека кондуктивной или нейросенсорной. Звучащий камертон держится сначала в воздухе, вблизи уха человека, а затем его основание размещается на кости (сосцевидном отростке) позади …   Толковый словарь по медицине

Книги