- Пометы
-
киноварные пометы, пометки, подметки, зарембы, - буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Введены в 1-й пол. 17 в. По нек-рым сведениям, разработаны новгородским мастером Иваном Шайдуром. В основу системы П. положено подразделение 12-ступенного церк. звукоряда на четыре "согласия" (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх: g-a-h, c-d-e и т.д.). Исходным пунктом системы служит нижний тон второго снизу, "мрачного" согласия. Этот тон обозначался слав, буквами("глаголь" и "наш"; сокр. "гораздо низко"). Буквенные обозначения получили и следующие по высоте ступени: II-(сокр. слово "низко"), III-(буква "слово"; сокр. "средним гласом"), IV-(буква "мыслете"; сокр. слово "мрачно"), V-(буква "покой"; сокр. слово "повыше"), VI -(буква "веди"; сокр. слово "высоко"), VII-("гораздо высоко"), VIII-("покой" с точкой) и IX-("веди" с точкой). Ступени, расположенные ниже "мрачного" согласия, обозначались("глаголь наш с крыжем"),("наш с крыжем") и("цы"). П. проставлялись киноварью слева от знамени. В партитурах троестрочия, где ради наглядности строки писали попеременно чернилами и киноварью, П. при чёрной нотации записывались киноварью, а при красной - чернилами. Наряду со степенными П., указывавшими высоту ступеней звукоряда, существовали также П. указательные:(сокр. слово "тихо") - замедление движения;(сокр. "борзо") - ускорение (в обоих случаях в два раза сравнительно с предшествующим темпом);(сокр. "закинь") - ход на секунду вверх;(сокр. "ломи") - скачок на терцию вверх;(сокр. "ударка") - ход на секунду вниз;(сокр. "качка") - ход на секунду вниз и обратно;(сокр. "равно") - движение на одной высоте. С течением времени начертания ряда П. стали отличаться от начертания соответств. букв, видоизменяясь под влиянием скорописи: "борзо" (b вместо), "тихая", "ломка", "качка"
.
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Калашников Л., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908, 1910; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1, М.-Л., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 2, Kassel, 1963; Gardner J., Koschmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1965-72. H. Д. Успенский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.