- Полиаккорд
-
(от греч. polus - многий, многочисленный, обширный и аккорд) - аккорд комплексной (составной) структуры, т.е. многозвучие, расслаивающееся на относительно самостоят. части либо складывающееся из двух или неск. относительно самостоят. частей-аккордов.
И. Ф. Стравинский. "Петрушка", 2-я картина.
П. имеет вид двух или неск. разл. по звуковому составу аккордов, звучащих одновременно.
Части П. наз. субаккордами (здесь 2 субаккорда - C-dur и Fis-dur). Один из субаккордов (чаще нижний) в большинстве случаев составляет ядро (или основу) П., а осн. тон такого субаккорда становится осн. тоном всего созвучия (С. С. Прокофьев, побочная тема 1-й части 9-й сонаты для фп.: G-dur - ядро, h-moll - наслоение). П. нередко образуется в "пластовой (аккордовой) полифонии" - ткани, где каждый "голос" (точнее, слой) представлен (суб)аккордовым последованием (А. Онеггер, 5-я симфония, 1-я часть).
Выразит. свойства П. связаны с восприятием двух или неск. неидентичных аккордов в одновременности; при этом главное (как и в др. составных структурах) заключается не в звучании каждого из субаккордов, а в том новом качестве, к-рое возникает при их соединении (так, в нотном примере C-dur и Fis-dur - консонирующие аккорды, а целое - диссонанс; субаккорды диатоничны, П. недиатоничен; мажорность каждого из субаккордов выражает свет и радость, а П.- "проклятия" Петрушки, далее - "отчаяние" Петрушки). Термин "П." введён Г. Коуэллом (1930).
Литература: см. при ст. Полигармония. Ю. Я. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.