Петербургское филармоническое общество
- Петербургское филармоническое общество
-
Санктпетербургское филармоническое общество - одно из старейших рус. муз. обществ. Осн. в Петербурге в 1802 по инициативе неск. музыкантов придв. театр. оркестра и любителей классич. музыки, собиравшихся на муз. вечера у придв. банкира А. А. Раля. Целью П. ф. о. являлась популяризация классич. ораториальной и симф. музыки, а также оказание помощи семьям умерших музыкантов имп. т-ров. Гл. учредителями об-ва стали камер-музыканты Д. Бахман, А. Булант, историк, литературовед и библиограф Ф. А. Аделунг и Раль. Первыми директорами П. ф. о. были избраны скрипачи И. Мазнер и Н. Г. Поморский, виолончелист Д. Бахман, флейтист Ф. Михель и фаготист А. Булант; среди почётных директоров - Мих. Ю. Виельгорский. Согласно уставу об-ва (опубл. в 1807) в действит. члены принимались исключительно артисты оркестра имп. т-ров. П. ф. о. ежегодно устраивало 1-4 концерта, сборы с к-рых составляли пенсионный фонд (т. н. Касса музыкантских вдов). На первом концерте 24 марта 1802 была исполнена оратория "Сотворение мира" Й. Гайдна. За период 1802-1902 было проведено 205 концертов, отличавшихся содержательностью программ и высоким художеств. уровнем исполнения. На этих концертах прозвучали оратории Гайдна, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Л. Керубини, Ф. Мендельсона, симфонии Бетховена (в т. ч. 9-я, 1836), Гайдна, В. А. Моцарта, произв. К. М. Вебера, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, М. И. Глинки и др. В 1824 здесь впервые была полностью исп. Торжественная месса (Missa solemnis) Бетховена. В концертах принимали участие выдающиеся инструменталисты, певцы, Придв. певч. капелла; оркестром дирижировали А. Парис, К. Ф. Альбрехт, Берлиоз, Л. Маурер, К. Б. Шуберт, Вагнер, X. Бюлов, К. Н. Лядов, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник, К. Ю. Давыдов и др. В 1870 и 1880 об-во провело 3 историч. концерта (от ср.-век. музыки и старинных нар. песен до произв. Глинки, Шумана, Берлиоза, Вагнера и Листа). Концерты давались об-вом систематически до нач. 1890-х гг. Деятельность П. ф. о. имела большое муз.-просветит. значение. Почётными членами его были мн. выдающиеся рус. и заруб. музыканты: Д. С. Бортнянский, О. А. Козловский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Д. Улыбышев, М. Д. Резвой, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, К. Ю. Давыдов, Л. С. Ауэр, Г. Венявский, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Вьётан, Й. Гайдн, Л. Керубини, Ф. Лист, Дж. Мей-ербер, Дж. Филд и др. Глинка посв. П. ф. о. испан. увертюру "Ночь в Мадриде" (1851).
Литература: Альбрехт Е., Общий обзор деятельности высочайше утвержденного С.-Петербургского Филармонического общества с приложениями и с проектом изменения его устава, СПВ, 1884; 100-летний юбилей С.-Петербургского филармонического общества, (СПБ, 1902).
И. М. Ямпольский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
Под ред. Ю. В. Келдыша.
1973—1982.
Полезное
Смотреть что такое "Петербургское филармоническое общество" в других словарях:
Филармоническое общество — Санкт Петербургское, музыкально просветительное и попечительное, одно из старейших русских музыкальных обществ. Основано в Петербурге в 1802 по инициативе участников музыкальных вечеров, проходивших в доме придворного банкира А. А. Раля. Среди… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Филармоническое общество — Санкт Петербургское, музыкально просветительное и попечительное, одно из старейших русских музыкальных обществ. Основано в Петербурге в 1802 по инициативе участников музыкальных вечеров, проходивших в доме придворного банкира А. А. Раля.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Музыкальные общества — объединения профессиональных музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение музыкальной культуры, пропаганду и изучение отдельных видов музыкального искусства. М. о. национальные и международные бывают исполнительские … Большая советская энциклопедия
Общества музыкальные — объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение муз. культуры, пропаганду и изучение отд. видов муз. иск ва. Существуют нац. и междунар. О. м.; разделяются они на исполнительские (хоровые, оркестровые … Музыкальная энциклопедия
Концерт — музыкальный публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор … Музыкальная энциклопедия
Концертные залы — В XVIII в. в качестве К. з. использовались театры, залы, залы клубов и учебных заведений (Смольного и Екатерининского институтов, Академии художеств и др.). В 1722 23 близ главного Адмиралтейства построено здание музыкального театра.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Концертные залы — Концертный зал «Ленинградский». Концертный зал «Ленинградский». Санкт Петербург. Концертные залы. В XVIII в. в качестве концертных залов использовались театры, залы, залы клубов и учебных заведений (Смольного и Екатерининского институтов,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Общества музыкальные — объединения музыкантов профессионалов, а также любителей с целью пропаганды, изучения отдельных видов музыкального искусства. Первые О. м. в России (назывались клубами) появились в Петербурге. В 1772 77 существовало концертное общество… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
общества музыкальные — общества музыкальные, объединения музыкантов профессионалов, а также любителей с целью пропаганды, изучения отдельных видов музыкального искусства. Первые музыкальные общества в России (назывались клубами) появились в Петербурге. В 177277… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»