Песня

Песня
        наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. фольклоризируются. П. различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В нек-рых странах термин "П." (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу.
        Тексты П. обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В рус. песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные т. о. стихотворения чаще всего становились популярными П., народными или авторскими (А. С. Пушкин - "Зимняя дорога", А. А. Дельвиг - "Соловей, мой соловей", Я. П. Полонский - "Песня цыганки", Н. А. Некрасов - "Ой, полна, полна коробушка..." и др.).
        П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отд. поэтич. образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутр. расчленение муз. строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической (см. 1-й пример на полосе 265).
        Истоки жанра П. уходят в глубокую древность. В ан-тич. иск-ве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого иск-ва П. Одногол. П. трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтич. и муз. строфы, единство рифмы и ме-лодич. каденции (см. 2-й пример на полосе 265).
        К одногол. песенным жанрам относятся также итал. лауды, испан. кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одногол. формам песни приходят П. с сопровождением одного или неск. инструментов. Во Франции 16 в. термин "П." (chanson) стал применяться и к полифонич. вок. произв., иногда программно-изобразит. характера ("Битва" Жанекена).
М. Яковлев. "Зимний вечер" (стихи А. С. Пушкина).
        В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многогол. П.: итал. фроттолы, вилланеллы и т. п. песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итал. канцонеттах кон. 16-17 вв., оказавших большое влияние на творчество нем., франц. и англ. композиторов. К песенным жанрам 15-16 вв.
Рембо де Вакейра. Эетампида.
        относятся разл. религ. и воен. П.: гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы, и т. д.
        Во 2-й пол. 18 в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная П.-романс с сопровождением струн. клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере 18 в. и в др. муз.-театр. жанрах. В период Великой франц. революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору П. "Марсельеза" и "Ca ирб" ("Зa ira") сохранили значение в качестве художеств. символов освободит. борьбы народа.
        В 19 в. в связи с общим расцветом лирич. форм иск-ва, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно П. (часто в нар. духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (напр., "Не искушай" Глинки), а П. - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии П., к-рая порой может даже исполняться с др. текстом (при условии сохранения строфич. строения и размера). Немаловажное значение имеют и др. жанровые признаки. Романс связан гл. обр. с лирич. сферой чувств, понятие "П." включает в 19-20 вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирич., драм. П. и др.). Промежуточные формы П.-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве рус. композиторов 1-й пол. 19 в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и др. Классики 19 в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного П. в точном значении слова, однако песенность как тип мелодич. мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к муз. наследию мн. заруб. композиторов 19 в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.
        Параллельно с творчеством проф. композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, к-рые сами создавали (или подбирали из популярных П.) мелодии для своих П. и сами их исполняли (см. Шансонье). Их произв. часто отличались яркой публицистичностью. П. франц. поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.
        В нач. 20 в. в ряде стран переживает подъём рабочая революц. П., лучшие образцы к-рой приобрели между-нар. значение ("Интернационал"). Она послужила одним из истоков сов. массовой песни, впитавшей также и черты нар. П., крестьянской и городской, русской и украинской. Массовая П. стала одним из ведущих жанров в сов. муз. творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45. Она оказала большое влияние на др. жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие сов. П. получили распространение за рубежом.
        С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, франц.. композиторы, входившие в Нар. муз. федерацию). Большого развития в 20 в. достигла эстр. П., исполняемая солистами или вок.-инстр. ансамблями. В 60- 70-х гг. в ряде стран, в т. ч. в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль совр. П. (прежде всего - советской) ярко выявляется в междунар. движении за мир и социальный прогресс.

Литература: Розанов И. Н. (Вступ. статья), в изд.: Песни русских поэтов, М., 1936; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1 - Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938; ее же, Русские поэты и вокальная лирика, в кн.: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966; Асафьев Б., О русской песенности, в кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; его же, Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957; Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960; Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, гл. 4 - От канта к "российской песне"; Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, кн. 1, М., 1968; Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968; Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969; Левашева О. Е., Песня и романс, в кн.: История русской музыки, т. 1, М., 1972; Эриксман Г., Французская песня, М., 1974; Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976; Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889; Aubry P., Trouvиres et troubadours, P., 1909; Vetter W., Wort und Weise im deutschen Kunstlied des 17. Jahrhunderts, "ZfMw", 1928, Jahrg. 10, No 11-12; Mьller-Blattau J., Das Verhдltnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, (Stuttg.), 1952; Beaufils M., Musique du son, musique du verbe, P., 1954; Mьller G., Geschichte des deutschen Liedes vom Zeitalter des Barock bis zur Gegenwart, (Darmstadt), 1959; Sydоw A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., (1962); Ruwet N., Language, musique, poйsie, P., 1972. См. также лит. при статьях Массовая песня, Народная песня, Революционная песня и др.

В. А. Васина-Гроссман.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Поможем написать курсовую
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "Песня" в других словарях:

  • Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… …   Литературная энциклопедия

  • песня — См. песнь затягивать песню, пропеть лебединую песню, старая песня... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. песня песнь, песнопение, песнопения, гомофония, песенка, распев,… …   Словарь синонимов

  • ПЕСНЯ — «Песня душа народа», слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные,… …   Музыкальный словарь

  • Песня —     ПЕСНЯ. Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, синкретическую песню б) народную песню и в) песню индивидуальную, так наз. искусственную.     Первобытная… …   Словарь литературных терминов

  • ПЕСНЯ — ПЕСНЯ, и, род. мн. песен, жен. 1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. без слов (напев, напоминающий песню). 2.… …   Толковый словарь Ожегова

  • песня — беззаботная (Никитин, Скиталец); «Бескрылая, как пленная птица» (Фет); безотрадная (Ратгауз); беспечная (Ратгауз); бесшабашная (Гусев Оренбургский); благовестная (Мей); бойкая (Богданов, Мельн. Печерский); бодрая (Федоров); больная (Фет); буйная… …   Словарь эпитетов

  • ПЕСНЯ — Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • песня — песня, род. мн. песен и песнь, род. мн. песней. В знач. «словесно музыкальное произведение для пения» песня и устарелое песнь. Русские народные песни. В знач. «глава эпической поэмы и раздела Ветхого завета; название некоторых произведений… …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ПЕСНЯ — род словесно музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию лирические, патриотические,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • песня́р — песняр, а; мн. песняры, ов …   Русское словесное ударение

  • песня-94 — песня 94, песни 94 …   Орфографический словарь-справочник

Книги

  • Песня, Шуман Роберт. Репринтное нотное издание Schumann, Robert "Lieder" . Жанры: Songs; For voice, piano; For voices with keyboard; Scores featuring the voice; Scores featuring the piano; German language. Мы… Подробнее  Купить за 1571 руб
  • Песня, Op. 94, Г. Форе. Репринтное нотное издание "Chanson, Op. 94" . Жанры: Chansons; Songs; For voice, piano; For voices with keyboard; Scores featuring the voice; Scores featuring the piano; French language. Мы… Подробнее  Купить за 459 руб
  • Песня, Людмила Зыкина. Почти за тридцать лет работы в профессиональном искусстве у популярной певицы, народной артистики СССР, лауреата Ленинской премии Людмилы Зыкиной накопилось много впечатлений, которыми она… Подробнее  Купить за 300 руб
Другие книги по запросу «Песня» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»