Артикуляция

Артикуляция
        (лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) - способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков). Она может быть разбита на 3 зоны - слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков А. На смычковых инструментах А. осуществляется ведением смычка, на духовых - регулированием дыхания, на клавишных - снятием пальца с клавиши, в пении - разными приёмами использования голосового аппарата. В нотной записи А. обозначается словами (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, pizzicato и др. или графич. знаками - лигами, горизонтальными чёрточками, точками, вертикальными чёрточками (в изданиях 18 в.), клинышками (обозначавшими острое staccato с нач. 19 в.) и разл. комбинациями этих знаков (напр.),
или
        Ранее всего А. стали обозначать (прибл. с нач. 17 в.) в произв. для смычковых инструментов (в виде лиг над 2 нотами, к-рые следует играть без смены смычка, связно). В произв. для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт - в своей "Новой табулатуре". ("Tabulatura nova", 1624) он использовал лиги; это нововведение рассматривалось им как "подражание скрипачам". Система обозначений А. получила развитие к концу 18 в.
        Функции А. многообразны и нередко тесно связаны с ритмич., динамич., тембровыми и нек-рыми др. муз.-выразит. средствами, а также с общим характером муз. произв. Одна из важных функций А. - различительная; несовпадающая А. муз. построений способствует их рельефному разграничению. Напр., структура баховской мелодии нередко выявляется с помощью A.: ноты меньшей длительности исполняются более слитно, чем ноты большей длительности, широкие интервалы - более расчленённо, чем секундовые ходы. Порой эти приёмы суммируются, как, напр., в теме 2-голосной инвенции Баха F-dur (ред. Бузони):
        Но различение может быть достигнуто и обратными средствами, как, например, в теме концерта c-moll Бетховена:
        С введением фразировочных лиг (19 в.) А. стали смешивать с фразировкой, поэтому X. Риман и др. исследователи указывали на необходимость их строгого разграничения. Г. Келлер, пытаясь найти такое разграничение, писал, что "логическая связь фразы определяется одной лишь фразировкой, а ее выразительность - артикуляцией". Другие исследователи утверждали, что A. уточняет самые мелкие единицы муз. текста, фразировка же - связанные по смыслу и обычно замкнутые отрывки мелодии. В действительности А. - лишь одно из средств, с помощью к-рых может быть осуществлена фразировка. Сов. органист И. А. Браудо отмечал, что, вопреки мнению ряда исследователей: 1) фразировку и А. не объединяет общая родовая категория, и поэтому ошибочно определять их путём деления несуществующего родового понятия на два вида; 2) поиски определённой функции А. неправомерны, так как её логич. и выразительные функции весьма многообразны. Поэтому дело не в единстве функций, а в единстве средств, к-рые опираются на соотношение прерывного и непрерывного в музыке. Все многообразные процессы, происходящие в "жизни" одной ноты (филировку, интонирование, вибрирование, угасание и прекращение), Браудо предложил называть муз. произношением в широком смысле слова, а круг явлений, связанный с переходом от одной звучащей ноты к следующей, включая прекращение звука до исчерпания длительности ноты, - произношением в узком смысле слова, или А. По Браудо, произношение - общее родовое понятие, одним из видов к-рого является А.

Литература: Браудо И., Артикуляция, Л., 1961; Keller H., Die musikalische Artikulation insbesondere bei J. S. Bach, в кн.: Verцffentlichungen des Musik-Instituts der Universitцt Tьbingen, H. 2, Stuttg., 1925; его же, Phrasierung und Artikulation. Ein Beitrag zu einer Sprachlehre der Musik, Kassel-Basel, 1955; Speer Kl., Die Artikulation in den Orgelwerken J. S. Bachs. в кн.: Bach-Jahrbuch, XLI. Jahrg., Lpz., 1954, S. 66-71; Die Bedeutung der Zeichen. Keil, Strich und Punkt bei Mozart, Fьnf Lцsungen einer Preisfrage, hrsg. von H. Albrecht, Musikwissenschaftliche Arbeiten, No 10, Kassel, 1957; Thoene W., Zur Frage der Artikulation im Cembalo- und Clavichordspiel, Festschrift K. G. Feilerer, Regensburg, 1962, S. 535 ff.

Л. А. Баренбойм.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Артикуляция" в других словарях:

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — (анат.) соединение членов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АРТИКУЛЯЦИЯ (лат., от articulus членик). 1) сочление костей, сустав. 2) в фонетике: образование звуков языка и произношение их посредством… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Артикуляция — Артикуляция: В лингвистике: Артикуляция (фонетика) (или Способ образования согласных) Место образования согласных В музыке: Артикуляция (музыка) Артикуляция в музыке Прочее: Артикуляционная база Артикуляционные жесты Артикуляционный аппарат …   Википедия

  • артикуляция — выговор, произношение Словарь русских синонимов. артикуляция см. произношение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • артикуляция — Этимология. Происходит от лат. articulo членораздельно произношу. Категория. Форма двигательного навыка. Специфика. Координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — (в технике связи) мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации; определяется отношением правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) ко всем переданным и выражается в %. Напр., в системах… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — в музыке способ исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Технически связана с приемами движения руки (ее частей) при ведении смычка, ударе по клавише, а… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — (от лат. articulo расчленяю) работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Артикуляция — координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или… …   Психологический словарь

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ, артикуляции, жен. (лат. articulatio) (линг.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ, и, жен. В языкознании: работа органов речи при произнесении звука. | прил. артикуляционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АРТИКУЛЯЦИЯ — метод измерения качества (внятности) телефонной передачи. Уменьшение внятности и искажение телефонной передачи вызываются неравномерным затуханием в линии и аппаратах звуков различного тона. Для определения величины искажений пользуются методом А …   Технический железнодорожный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»