Период

Период
        (от греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. значение. Осн. функция П.- изложение относительно законченной муз. мысли (темы) в произв. гомофонного склада. Встречаются П. разл. структуры. Одна из них может быть определена как основная, нормативная. Это П., в к-ром возникает симметрия двух составляющих его предложений. Они начинаются одинаково (или сходно), но завершаются разл. каденциями, менее законченной в первом и более законченной во втором предложении. Наиболее распространённое соотношение каденций - половинная и полная. Окончанию на доминантовой гармонии в конце первого предложения отвечает окончание на тонике в конце второго (и периода в целом). Возникает гармоническое соотношение простейшей автентич. последовательности, что способствует структурной целостности П. Возможны и др. соотношения каденций: полная несовершенная - полная совершенная и т. п. В виде исключения соотношение каденций может быть обратным (напр., совершенная - несовершенная или полная - неполная). Встречаются П. и с одинаковыми каденциями. Один из распространённых вариантов гармонич. строения П.- модуляция во втором предложении, чаще всего в доминантовую сторону. Это динамизирует форму П.; модулирующий П. применяется исключительно как элемент более крупных форм.
        Важную роль играет и метрич. основа П. Типичной для многих (но не всех) стилей и жанров европейской музыки является квадратность, при к-рой число тактов в П. и в каждом предложении равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Квадратность возникает благодаря постоянной смене лёгкого и тяжёлого тактов (или, наоборот, тяжёлого и лёгкого). Двухтакты группируются по два в четырёхтакты, четырёхтакты - в восьмитакты и т. д.
        На равных правах с описанной применяются и др. структуры. Они образуют П., если выполняют ту же функцию, что и осн. тип, а отличия в структуре не выходят за пределы некоей меры, зависящей от жанра и стиля музыки. Определяющие признаки этих вариантов - тип использования муз. материала, а также метрич. и гармонич. строение. Напр., второе предложение может не повторять первое, а продолжать его, т. е. быть новым по муз. материалу. Такой П. наз. П. неповторного или единого строения. Два неоднородных предложения также объединяются в нём сопряжением каденций. Однако П. единого строения может и не делиться на предложения, т. е. быть слитным. В этом случае нарушается важнейший структурный принцип П. И всё же построение остаётся П., если оно излагает опредсл. тематич. материал и занимает то же место в форме целого, что и нормативный П. Наконец, существуют П., состоящие из трёх предложений с самым разл. соотношением тематич. материала (а1 а2 а3; ab1b2; abc и др.).
        Отклонения от осн. типа П. могут касаться и метрич. строения. Симметрия двух квадратных предложений может быть нарушена расширением второго. Так возникает очень распространённый расширенный П. (4 + 5; 4 + 6; 4 + 7 и др.). Реже встречается сокращение второго предложения. Существуют и П., в к-рых неквадратность возникает не в результате преодоления изначальной квадратности, а сама по себе, как свойство, органически присущее данной музыке. Такие неквадратные П. типичны, в частности, для рус. музыки. Соотношение количества тактов при этом может быть различным (5 + 5; 5 + 7; 7 + 9 и др.).
        По окончании П., после заключит. каденции, может возникнуть дополнение - построение или ряд построений, по своему муз. смыслу примыкающие к П., но не обладающие самостоят. значением.
        П. часто повторяется, порой с рядом фактурных изменений. Если же изменения при повторении вносят нечто существенное в гармонический план П., в результате чего он завершается др. каденцией или в др. тональности, то возникает не П. и его вариантное повторение, а единая структура сложного П. Два сложных предложения сложного П.- это два бывших простых П.
        П. возник в европ. проф. музыке в эпоху зарождения гомофонного склада, пришедшего на смену полифоническому (16-17 вв.). Большую роль в его формировании играли нар. и бытовые танц. и песенно-танц. жанры. Отсюда тенденция к квадратности, составляющей основу танц. музыки. В этом сказалась и нац. специфика муз. иск-ва зап.-европ. стран - в нем., австр., итал., франц. нар. песне также господствует квадратность. Для рус. протяжной песни квадратность нехарактерна. Поэтому органич. неквадратность широко распространена в рус. музыке (М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов).
        П. в проф. инстр. музыке в большинстве случаев представляет начальную часть более крупной формы - простой двух- или трёхчастной. Лишь начиная с Ф. Шопена (Прелюдии, ор. 25) он становится и формой самостоятю произв. В вок. музыке П. завоевал прочное место как форма куплета в песне. Существуют и некуплетные песни и романсы, написанные в форме П. (романс С. В. Рахманинова "Здесь хорошо").

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, М., 1934, о. 68; Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947; М., 1972, с. 56-94; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 49; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 115; Ройтерштейн М., Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы, M., 1961; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965 с. 52, 110; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 493; Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с. 81; Prout E., Musical form, L., 1893 (рус. пер.- Ppaут Э., Музыкальная форма, М., 1900, с. 17-31, 32-42, 75-94, 1917); Ratnеr L. G. Einghteenth century theories of musical period structure, "MQ", 1956, v. 42, No 4.

В. П. Бобровский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "Период" в других словарях:

  • Период — (греч. periodos «обход», «окружность») термин, введенный Аристотелем для обозначения «речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом». Под П. следует понимать так. обр. большую синтаксическую единицу, сложное предложение или… …   Литературная энциклопедия

  • ПЕРИОД — периода, м. [греч. periodos] (книжн.). 1. Промежуток времени, в течение к–рого заканчивается какой–н. повторяющийся процесс (науч.). Синодический период обращения планеты (время, в течение к–рого планета совершает один полный оборот вокруг… …   Толковый словарь Ушакова

  • Период —     ПЕРИОД (Περιοδος обход, окружность). Этим словом в древней Греции называлась та замкнутая, кольцевая дорога, на которой происходили игры и состязания во время олимпийских празднеств. Этим термином Аристотель стал обозначать особый вид… …   Словарь литературных терминов

  • ПЕРИОД — (греч. periodos путь кругом). 1) промежуток времени между двумя важными историческими событиями. 2) в астрономии то же, что цикл; в арифметике: число цифр, повторяющихся, в том же порядке, бесчисленное множество раз. 3) особенно развитое сложное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • период — а, м. période f. <лат. periodus<гр. periodos обход, круговращение, орбита небесного тела. 1. Промежуток времени, в который протекает та или иная часть общего процесса. БАС 1. Бывают в жизни его периоды во время которых выступает он из… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПЕРИОД — муж. срок или промежуток времени, продолжительность; время от одного события до другого. История делится на периоды, сроки. Период первозданный период осадочный, сроки образованья земной толщи. | Длительность самого события, действия, состоянья;… …   Толковый словарь Даля

  • ПЕРИОД — (1) промежуток времени, в течение которого начинается, развивается и заканчивается какой либо процесс; наименьший интервал времени, по истечении которого произвольно выбранные мгновенные значения периодической величины повторяются; (2) П. в… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Период С — Студийный а …   Википедия

  • ПЕРИОД — срок протекания экономического процесса, действия, плана, договора, гарантии, уплаты долгов, внесения налогов, выполнения работ (гарантийный период, плановый период, период обложения, период окупаемости). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… …   Экономический словарь

  • период — См …   Словарь синонимов

  • ПЕРИОД — колебаний, наименьший промежуток времени, через который совершающая колебания система возвращается в то же состояние, в котором она находилась в начальный момент, выбранный произвольно. Период величина, обратная частоте колебаний. Понятие период… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»