Партитура

Партитура
        (итал. partitura, букв. - разделение, распределение, от лат. partio - делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score) - нотная запись многоголосного муз. произведения (инструментального, хорового или вокально-инструментального), в к-рой для партии каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец. Партии в определённом порядке располагаются одна под другой таким образом, чтобы одинаковые доли такта находились на одной вертикали и зрительно легко было бы охватить возникающие из сочетания голосов созвучия. В процессе эволюции П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием композиторской техники.
        Принцип партитурной организации - вертикальное расположение строк - использовался в орг. табулатуре и в орг. П. (введённая органистами, сопровождающими хоровое исполнение, запись важнейших голосов сочинения; для дисканта и баса отводились отдельные строки, средние голоса или фиксировались в виде табулатуры, или каждый выписывался на отд. строке).
Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)
        По свидетельству нем. теоретика Лампадия ("Compendium mu-sicis" - "Краткое руководство по музыке", 1537), П. восходит прибл. к 1500, когда вошли в употребление "Tabulae compositoriae" (букв. - "Композиторские таблицы"). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело - первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи; это - печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух breves. Голоса располагаются в порядке их тесситуры - принцип, прочно утвердившийся в вок. П. Самая ранняя из сохранившихся рукописных П. - "Fantasia di Giaches" (Б-ка Ватикана, рукоп. Chigi VIII, 206) относится к 1560. Появление в 16 в. партитурных записей многогол. и многохорных вок. соч. связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии. Сравнительно с практиковавшейся тогда записью многогол. музыки в отд. голосах (партиях) или в хоральной книге (в к-рой на каждой странице фиксировалось по два голоса 4-голосной фактуры) П. представляла большие удобства, т. к. была наглядна и облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. В партитурной нотации инстр. музыки были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. не фиксировался; для его определения служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus).
        На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонного стиля, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавичембало практику аккордового сопровождения мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (партии одинаковых по тесситуре инструментов - на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инструментов фиксировалось условно посредством сигнатур. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П.
        Порядок записи инструментов в раннеклассической П. постепенно подчинился организации оркестра по группам, но расположение самих групп заметно отличалось от современного: обычно вверху располагались высокие струнные, под ними - деревянные и медные духовые, внизу - струнные басы.
        Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)

Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра

Русские названия        Итальянские названия

Деревянные духовые


        Малая флейта        Flauto piccolo
        Флейты        Flauti
        Гобои        Oboi
        Английский рожок        Corno inglese
        Кларнеты        Clarinetti
        Басовый кларнет        Clarinette basso
        Фаготы        Fagotti
        Контрафагот        Contrafagotto

Медные духовые


        Валторны        Corni
        Трубы        Trombe
        Тромбоны        Tromboni
        Туба        Tuba

Ударные инструменты


        Литавры        Timpani
        Треугольник        Triangolo
        Бубен        Tamburino
        Малый барабан        Tamburo militare
        Тарелки        Piatti
        Большой барабан        Gran cassa
        Ксилофон        Silofonо
        Колокольчики        Campanelli
        Челеста        Celesta
        Арфа        Аrpа

Струнные инструменты


        1-е скрипки        1 Violini
        2-е скрипки        2 Violini
        Альты        Viole
        Виолончели        Violoncelli
        Контрабасы        Contrabassi


        П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.
        Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).
        Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие - ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:
Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.
        Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.

Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, "СМ", 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89; Fйtis Fr.-J., Traitй de l'aсcompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., (1829); Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, S. 181-85; Кinsky G., Eine frьhe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, "Acta Musicologica", 1941, Bd 13; Ape1 W., The notation of polyphonic music, 900-1600, Camb., 1942 (нем. пер., Lpz., 1970); Lоwinsky E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, "JAMS", 1948, v. 1; eго жe. Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrobe1 F., Partytura dzisiejsza na tle wspуlczesnej techniki orkiestracyjnej, (wyd. 1), Kr., (1954); Hoke H.G., Studien zur Geschichte der "Kunst der Fuge" von J. S. Bach, Kap. 1- Zur allgemeinen Problematik des Notationsprinzips Partiturs, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1962, Jahrg 4, H. 2; Habe1a J., Zagadnienie reformy tradycyjnej notacji muzycznej, Katowice, 1963; Besse1er H., Gь1ke P., Schriftbild der Mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5); Risatti H., New music vocabulary. A guide to notational signs for contemporary music, Urbana, 1975.

И. А. Барсова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Партитура" в других словарях:

  • ПАРТИТУРА — (ит., от лат. partire делить). Совокупное изображение голосов оркестрового или хорового сочинения так, чтобы на каждом листе нотной бумаги были выписаны все голоса один под другим, и каждый такт одного голоса приходился под тем же тактом в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА, партитуры, жен. (итал. partitura) (муз.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. Сложная партитура (см. партия в 6 знач.). || Ноты всех партий такого произведения. Дирижировать по партитуре. Следить за… …   Толковый словарь Ушакова

  • партитура — запись, дирекцион Словарь русских синонимов. партитура сущ., кол во синонимов: 3 • дирекцион (2) • за …   Словарь синонимов

  • ПАРТИТУРА — (итал. partitura букв. разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА, ы, жен. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п. | прил. партитурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • Партитура — (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito итал., Partitur нем., Partition франц., score англ.) от итал.слова spartire разделять. П. в музыке называется запись оркестровогосочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Партитура — У этого термина существуют и другие значения, см. Партитура (значения). Партитура для голоса и фортепиано …   Википедия

  • партитура — ы; ж. [итал. partitura] Нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. П. оперы. // Нотная книга, содержащая запись всех партий такого произведения. П. симфонии.… …   Энциклопедический словарь

  • Партитура (значения) — Партитура в музыке  нотная запись многоголосного музыкального произведения. Партитура в спектакле  в системе Станиславского  совокупность линий поведения действующих лиц спектакля …   Википедия

  • ПАРТИТУРА НА МОГИЛЬНОМ КАМНЕ — «ПАРТИТУРА НА МОГИЛЬНОМ КАМНЕ», Украина, ОДЕССКАЯ киностудия/БЛАГОВЕСТ, 1995, цв., 94 мин. Мистическая драма. О судьбе композитора Сарского, присвоившего чужую музыку и поплатившегося за это. История о добре и зле, любви и ненависти. «Свободная… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»