Основной тон

Основной тон
        главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. т. интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. лада), целой пьесы, а также О. т. натурального звукоряда. О. т. представляет опору, устой, исходный пункт.
        О. т. интервала - его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. т. в интервалах:
        О. т. аккорда - его главный звук, по к-рому определяется его сущность и значение в ладотональности. По Ж. Ф. Рамо (1722), О. т. терцового аккорда есть его "гармонический центр" (centre harmonique), объединяющий связи между звуками аккорда. В отличие от реально звучащего basse-continue, Рамо выстраивает ещё один - basse-fondamentale, представляющий собой последование О. т. аккордов:
        Фундаментальный бас явился первым науч. обоснованием гармонич. тональности. В определении О. т. аккорда типа f-а-с-d в C-dur Рамо выдвинул теорию "двойного применения" (double emploi): если аккорд переходит далее в g-g-h-d, его О. т. - звук d, если в с-g-с-е, то f. Ступенная теория гармонии (Г. Й. Фоглер, 1800; Г. Вебер, 1817; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85; Г. Шенкер, 1906, и др.) абсолютизирует терцовый принцип построения аккордов и принимает за О. т. нижний звук аккорда, сведённого к осн. виду - ряду терций; на каждом звуке гаммы как осн. тоне строятся трезвучия и септаккорды (а также нонаккорды). В функциональной теории X. Римана проводится различие между О. т. и примой аккорда (в мажорном аккорде то и другое совпадает, в минорном нет; напр., в а-с-е О. т. - звук а, но прима - е). П. Хиндемит выдвинул новую теорию О. т., к-рый определяется по гармонически наиболее сильному и наиболее определённому для восприятия интервалу (напр., если в аккорде есть квинта, её О. т. становится О. т. всего аккорда; если квинты нет, но есть кварта, функцию общего О. т. выполняет её О. т. и т.д.). Теория О. т. Хиндемита позволяет анализировать и созвучия совр. музыки, недоступные для прежней теории и поэтому даже не считавшиеся аккордами:
        Применяемые в 20 в. методы определения О. т. существенно отличаются друг от друга. Напр., в аккорде des-f-as-h (в C-dur, см. пример): согласно наиболее распространённой в школьной гармонии ступенной системе О. т. - звук h; по методу Хиндемита - des (наиболее очевидно для слуха); по функциональной теории Римана - g (хотя и отсутствует в аккорде, оно представляет собой осн. звук доминантовой функции.
        О. т. тональности (лада) - главный звук, I ступень ладового звукоряда.
        В натуральном звукоряде - нижний тон, в отличие от находящихся выше его призвуков (собственно обертонов).

Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 (то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960); Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35; Rameau J.-Ph., Traitй de l'harmonie reduite а ses principes naturels, P., 1722; Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-1821; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. - N. Y., (1893) (рус. пер. Риман Г., Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1901); его же, Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. Риман Г., Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М. - Лейпциг, 1898, 1929); Hindemith Р., Unterweisung im Tonsatz, TI. 1, Mainz, 1937.

Ю. H. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Основной тон" в других словарях:

  • Основной тон — (нем. Grundton, англ. root) интервала и аккорда, в учении Пауля Хиндемита[1] и некоторых позднейших музыкально теоретических учений (Карла Дальхауза, Ю. Н. Холопова) сильнейший (вследствие дублирования одного из звуков… …   Википедия

  • ОСНОВНОЙ ТОН — 1) тон, издаваемый звучащим телом, колеблющимся с наименее возможной для него частотой; первый по порядку звук натурального звукоряда2)] Нижний звук аккорда, взятого в его основном виде3) Главный звук лада (устой) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОСНОВНОЙ ТОН — тон, к рый создаёт акустич. система, когда колеблется с наинизшей возможной для неё частотой. Высота О. т. определяется частотой основного собственного колебания системы, а следовательно, самой природой этой системы. Термин «О. т.» применяют… …   Физическая энциклопедия

  • основной тон — Тон речевого сигнала, частота которого определяется интенсивностью колебаний голосовых связок. См. array , scanning . [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева.… …   Справочник технического переводчика

  • основной тон — 1) тон, издаваемый звучащим телом, колеблющимся с наименьшей возможной для него частотой; первый по порядку звук натурального звукоряда. 2) Нижний звук аккорда, взятого в его основном виде. 3) Главный звук лада (устой). * * * ОСНОВНОЙ ТОН… …   Энциклопедический словарь

  • основной тон — pagrindinis tonas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. fundamental tone vok. Grundton, m rus. основной тон, m pranc. son fondamental, m …   Fizikos terminų žodynas

  • основной тон стандартной частоты (440 Гц) — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN standard pitch …   Справочник технического переводчика

  • Основной тон —         Тон, который создаёт акустическая система, когда колеблется с наинизшей возможной для неё частотой. Высота О. т. определяется частотой основного собственного колебания (См. Собственные колебания) системы, а следовательно, самой природой… …   Большая советская энциклопедия

  • ОСНОВНОЙ ТОН — Самый низкий тон в любом составном звуке. Фактически каждое звучащее или вибрирующее тело вибрирует по частям, каждая часть производит чистый тон, зависящий от общей физической структуры тела. Воспринимаемая высота получающегося в результате… …   Толковый словарь по психологии

  • ОСНОВНОЙ ТОН — – так называется в учении о генерал басе тот тон, который, если построить аккорд терциями – окажется самым низким, напр. с в с. е. g или g в g. h. d. f. Если о. т. находится в басу, то такое положение аккорда называется основным (См.… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»