Орф К.

Орф К.
        (Orff) Карл (p. 10 VII 1895, Мюнхен) - нем. композитор, педагог, драматург и актёр (ФРГ). Род. в баварской офицерской семье, где культивировалось музицирование. С 5 лет учился игре на фп., органе и виолончели, увлекался кукольным т-ром. Творч. дарование О. проявилось одноврем. и в музыке и в лит-ре. В 1913-14 учился в Академии муз. иск-ва в Мюнхене (композиции у А. Беер-Вальбрунна, дирижированию у Г. Цильхера). Проф. муз. деятельность начал в качестве капельмейстера мюнхенского драм. т-ра "Кам-мершпиле" (1915), в 1918-19 работал в т-рах Мангейма и Дарм-штадта. В 1921-22 возобновил занятия композицией под рук. Г. Каминского. В 1924 основал в Мюнхене (вместе с хореографом Доротеей Гюнтер) школу гимнастики, музыки и танца, в к-рой работал до разрушения её здания в годы 2-й мировой войны. В 30-е гг. изучал и обрабатывал вместе с муз. этнографом К. Хубером нар. песни и танцы горных областей Баварии. В 1950-60 вёл класс композиции в Высшей муз. школе Мюнхена. Среди учеников О. - В. Эгк, К. Маркс (ФРГ), Г. Зутермейстер (Швейцария), П. Курцбах (ГДР). С 1962 О. - один из рук. основанного им Ин-та муз. воспитания в Зальцбурге (отделение Высшей школы музыки и сценич. иск-ва "Моцартеум"). Выступал с исп. своих произв. ("Театр одного актёра"). Чл. Баварской академии иск-в (1950), академии "Санта-Чечилия" (Рим, 1957) и др. Нац. пр. ГДР (1949).
        Ранние произв. О. - песни, кантаты, оперы создавались под влиянием творчества К. Дебюсси, X. Пфицнера, Р. Штрауса. Пробовал силы в традиц. жанрах (неоконч. оперы по пьесам М. Метерлинка и А. Стриндберга). Знакомство с работами известных режиссёров О. Фалькенберга и Л. Йеснера стало для О. стимулом к экспериментированию в области новых сценич. форм. Большое значение для формирования оригинального муз. стиля О., а также создания им жанра сценич. кантаты имело углублённое изучение старинной музыки, особенно соч. К. Монтеверди, Г. Шюца, И. С. Баха (в 1931-1932 О. был дирижёром Баховского об-ва). Значит. влияние на стиль О. оказало его знакомство с муз. фольклором и национальным инструментарием народов Азии и Африки.
        О. - автор св. 15 произв. для муз. т-ра. Первый крупный успех принесла композитору премьера сценич. кантаты "Кармина Бурана" (пост. 1937). С этого времени О. настойчиво разрабатывал новый тип муз. спектакля, в к-ром использовал приёмы и средства совр. драм. т-ра, формы мистерии, т-ра марионеток, уличных карнавальных представлений, итал. комедии масок. Сценич. кантаты "Кармина Бурана" и "Катулли кармина" (пост. 1943), пьесы "Луна" (пост. 1939) и "Умница" (пост. 1943) явились крупным вкладом О. в нем. муз. культуру, будучи новаторскими по своей театр. форме и муз. языку, бескомпромиссными с точки зрения их идейного содержания ("Умница" - сатира на диктаторский режим "третьего рейха"). Усиление политич. репрессий в Германии и начало 2-й мировой войны 1939-45 развеяли иллюзии нем. интеллигенции в отношении национал-социалистского режима. Подобно большинству нем. художников, О. отошёл от участия в обществ. и культурной жизни страны. Арест и казнь его близкого друга профессора Мюнхенского ун-та К. Хубера, участника группы Сопротивления "Белая роза" (1943), явились глубоким потрясением для композитора. Созданная им как непосредств. отклик на трагич. события пьеса "Бернауэрин" (соч. 1943-45), а также впоследствии "Антигона" (пост. 1949) - вершины его муз.-драм. творчества. Лучшие произв. О. стали достоянием междунар. муз. жизни только после 2-й мировой войны (нем. иск-во оказалось изолированным от всего мира гитлеровской "культурной политикой" и было дискредитировано ею). Произв. композитора заняли прочное место в репертуаре т-ров мн. стран. Театр. триптих "Триумфы" ("Кармина Бурана", "Катулли кармина", "Триумф Афродиты"), антич. трилогия ("Антигона", "Царь Эдип", "Прометей") и др. соч. имели успех и вызвали оживлённую полемику.
        О. - художник, остро ощущающий кризисную ситуацию совр. зап. иск-ва. Он подверг сомнению возможность дальнейшего развития муз. иск-ва в традиц. жанрах (оперы, симфонии, инстр. концерта и др.). Историч. путь, приведший совр. зап. музыку к переусложнению техники и разрыву с аудиторией, О. считает до конца пройденным, несмотря на живучесть нек-рых модернистских школ и направлений. О. не применял атональную, сериальную, сонористическую технику композиции, а стремился возродить простейшие элементы музыки (монодия, простые гармонич. структуры и т.п.). Как художник, полемически противопоставляющий себя одноврем. общепринятому, а также модному, О. впадал в крайности и преувеличения. Нередко простота его художеств. средств на практике оказывалась новой сложностью. Наряду с простыми муз. структурами в его произв. применяются средства, затрудняющие их восприятие и создающие значит. препятствия для исполнения (гигантские инстр. составы с редкими экзотич. инструментами, введение древних и диалектных текстов, не допускающих перевода на совр. языки, и т.п.). Жизненность театр. соч. О. во многом определяется мастерством специально подготовленных актёров и певцов. Разнообразие допустимых режиссёрских решений в спектаклях О. оборачивается чрезмерной зависимостью "т-ра Орфа" от дарования и индивидуального вкуса режиссёра, что существенно ограничивает возможности широкого исполнения произв. О. на сценах традиц. оперных т-ров.
        Оригинальность муз. драматургии О. определяется прежде всего самим использованием музыки в спектакле. Ей в пьесах О. отводится иная роль, чем в традиц. опере. Соответственно общей художеств. задаче музыка в произв. О. то звучит мощно, ораториально, то сводится к одной повторяющейся ритмич. формуле, то исчезает вовсе, уступая место слову и драм. действию. Характерными чертами муз. стиля О. являются организация элементов музыки на основе ритмич. остинато, диатонич. ладотональная основа, замена гармонич. развития многообразными сопоставлениями; при этом простота ладогармонич. фона приобретает как бы вторичную выразительность, сообщая даже незначит. переменам повышенную яркость и новую экспрессию. Мастерство "режиссёрского манипулирования" простейшими выразит. средствами муз. языка и составляет основу композиторского метода О. Метод О. органически связан с его концепцией муз. т-ра и неотделим от его словесно-поэтич. творчества (О. - автор текстов большинства своих произв.).
        Большой вклад внёс О. в область муз. воспитания. Применение методов его вок.-инстр. письма для обработки песенно-танц., ритмо-речевого фольклорного материала, для коллективного детского музицирования и импровизаций доказало их высокую эффективность и целесообразность. При этом "элементарная музыка" (термин О.) выступает как инструмент педагогич. воздействия, как средство стимулирования, выявления и организации первичных художеств.-творч. потенций личности. Педагогич. эксперименты О. начал под влиянием теории ритма Э. Жак-Далькроза и разработанного им метода "ритмич. гимнастики", а также в связи с новыми тенденциями в иск-ве танца (Р. фон Лабан, М. Вигман и др.). С помощью инстр. мастера К. Мендлера и при участии знатока муз. инструментов К. Сакса О. к нач. 30-х гг. сконструировал спец. инструментарий (получивший впоследствии распространение под назв. "инструменты О."), явившийся осн. методич. средством муз.-педагогич. системы О. Система муз. воспитания О., основанная на музицировании детей, раскрыта в его собрании уч. пьес (Orff-Schulwerk, тт. 1-5, совм. с Г. Кетман), включающем хоры, инстр. пьесы для разл. составов, театр. сценки и т.д. Система О. не применялась в годы нацизма. В 50-е гг. О. вернулся к своей практически ещё не осуществлённой идее всеобщего начального муз. воспитания, что привело к созданию Ин-та Орфа в Австрии (Зальцбург, 1962). Это учреждение является крупным интернац. центром подготовки кадров муз. воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразоват. школ, а также педагогов школ для глухонемых, умственно отсталых, нервнобольных и психически неполноценных и трудновоспитуемых детей. Большая роль в детальной разработке системы О. принадлежит его ученице, композитору и педагогу Г. Кетман и рук. Ин-та социальной и лечебной педагогики, композитору и педагогу В. Келлеру. Ежегодные интернац. летние курсы и семинары в Зальцбурге способствуют расширению влияния орфовской системы. Педагогич. концепция О. нашла много приверженцев и немалое число противников (особенно среди "авангардистов"). Система муз. воспитания О. получила распространение почти во всех европ. странах, в США, Лат. Америке, Канаде, Японии и нек-рых странах Африки. Система О. применяется и в муз. педагогике Чехословакии, Польши. Педагоги и студенты Ин-та Орфа сотрудничают с венг. педагогами, работающими по системе З. Кодая, с к-рой система О. имеет немало сходного. Отд. эксперименты и пробы с применением инструментов О. проводятся в СССР.

Сочинения: сценич. произв. - Кармина Бурана (Carmina Burana, светские песни из Бенедиктбойренского песенника для солистов, хора и орк., 1934-36, пост. 1937, Гор. т-р Франкфурта-на-Майне), Луна (Der Mond, текст О., пьеса для певцов, драм. актёров, хора и орк., 1937-38, пост. 1939, Баварская гос. опера, Мюнхен), Орфей (опера К. Монтеверди в обр. О., либр. Д. Гюнтер, 1923-1939; 3-я ред. 1940, Саксонская гос. опера, Дрезден), Умница (Die Kluge, история о короле и умной женщине, пьеса для певцов, драм. актёров и орк., текст О., 1941-42, пост. 1943, Гор. т-р Франкфурта-на Майне), Катулли кармина (Catulli carmina, сценич. кантата для солистов, танцоров, хора, 4 роялей и удар. инструментов, текст Катулла, 1942, пост. 1943, Лейпцигская опера), Бернауэрин (Die Bernauerin, баварская пьеса для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст О., 1943-45, пост. 1947, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Антигона (трагедия Софокла в пер. Ф. Хёльдерлина, 1947-49, пост. 1949, Зальцбургский фестиваль), Хитрецы (Astutuli, баварская комедия для драм. актёров и удар. инструментов, текст О., 1945-52, пост. 1953, т-р "Каммершпиле", Мюнхен), Триумф Афродиты (Trionfo di Afrodite, сценич. концерт для солистов, хора и орк., текст Сафо и Катулла, 1950-51, пост. 1953, т-р "Ла Скала", Милан), Комедия воскресения Христа (Comoedia de Christi resurrectione, пасхальная мистерия для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст О., 1955, пост. 1956, Мюнхен, телеспектакль; сценич. премьера 1957, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Царь Эдип (Oedipus der Tyrann, трагедия Софокла в пер. И. Гёльдерлина, 1957-59, пост. 1959, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Игра о рождении младенца (Ludus de nato infante mirificus, рождественская мистерия для драм. актёров, хора и орк., пост. I960, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum, пьеса У. Шекспира в пер. А. В. Шлегеля, для драм. актёров, хора и орк., 1938-1962, пост. 1964, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Прометей (трагедия Эсхила, 1963-67, пост. 1968, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Комедия о конце времени (De temporum fine comoedia, мистерия для драм. актёров, хора и орк., тексты из "Прорицаний Сивилл" и из "Орфических гимнов" на др.-греч. яз., 1971, пост. 1973, Зальцбургский фестиваль); для хора с сопровождением - 3 кантаты на текст Ф. Верфеля (для хора, 3 фп. и ударных, 1929), 2 кантаты на тексты Б. Брехта (для хора, 3 фп. и ударных, 1930), Элегические гимны (Elegische Hymne, Die Sдnger der Vorwelt, на тексты Ф. Шиллера, для хора с инструментами, 1955), Нении и дифирамбы (Nдnie und Dithyrambe, на стихи P. Шиллера, для хора с инструментами, 1956); Нар. музыка Баварии в новой обр. К Хубера и О. (Musik der Landschaft, Volksmusik in neuen Sдtzen. Aus dem bayerischen Raum, 1942); для инструментов - Маленький концерт для чембало и духовых на темы лютневой музыки 16 века (1927), Entrata (обр. пьесы У. Бёрда "Колокола" для 5 орк. составов и органа, 1927), Олимпийские хороводы (Olympische Reigen, 1936); педагогич. соч. ? Орф-Шульверк (Orff-Schulwerk. Musik fьr Kinder, в 5 тт., совм. с Г. Кетман, 1950-55).

Литература: Лаукс К., Карл Орф и его "Carmina Burana", "CM", 1958 No 4; Леонтьева О., "Musica Nova", "CM", 1960, No 7; её же, Карл Орф - для детей, там же, 1963, No 7; её же, Карл Орф и Пауль Хиндемит, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; её же, Карл Орф, М., 1964; её же, Музыкальная форма в произведениях Карла Орфа, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; её же, Западноевропейские композиторы середины XX века, М., 1964; её же, Путь большого художника. К 75-летию Орфа, "СМ", 1970, No 8; её же, Дело Курта Хубера, там же, 1972 No 6; её же, Человек театра, там же, 1975, No 10; её же, Интернациональный курс в институте Орфа, там же 1976, No 3; Власов Вл., Из зальцбургских впечатлений там же, 1964, No 12; его же, Карлу Орфу - 70!, там же 1965, No 7; Чёрная Е., На родине Гайдна и Моцарта, там же, 1966, No 10; Vanбgaitй G., Mes ir zaislai. Pjeses barskuciu orkestrui, Vilnius, 1967; Баренбойм Л., Педагогические размышления, "CM", 1967, No 6; его же, Карл Орф и Институт Орфа, там же, 1969, No 3, 5; Литвинов В., Зальцбург Институт Карла Орфа, "МЖ", 1968, No 11; Эшпай A., На неделе Карла Орфа, "СМ", 1968, No 10; Xачатурян К., Неделя музыки Карла Орфа, "Правда", 1968, 28 апр.; Браиловский М., Жанровые и поэтические истоки "Триумфов" Карла Орфа, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сб. ст., пер. с нем., Л., 1970; Sachs С., Lang О., Einfьhrung in die Neugestaltung von Orfeo, Mainz 1925; Twittenhoff W., Orff-Schulwerk. Einfьhrung in Grundlagen und Aufbau Mainz, 1930; Sonner R., Musik aus Bewegung, "Die Musik", 1937, Jahrg., 29; Dorflein E., Das Musiktheater Carl Orffs в сб.: Der Musik-Almanach, Mьnch., 1948; Keller W. Carl Orff's Antigonae. Versuch einer Einfьhrung, Mainz, 1950; eго же Wie komponiert Carl Orff?, "ЦMz", 1962, H. 17; его же Carl Orff, в сб.: Stilportrдts der neuen Musik, В., 1961; Carl Orff Ein Bericht in Wort und Bild. Mit Beitrдgen von K. H. Ruppel, G. R. Sellner, W. Thomas, Mainz, (1955), 1960; Liess A., Carl Orff. Idee und Werk, (Z., 1955); eго жe, Carl Orff und das Dдmonische, Viernheim, 1965; Hame1 Fr., Der Erneuerer des Humanismus, "Musica", 1955, No 9; Кiekert J., Die musikalische Form in den Werken Carl Orffs, "Forschungsbeitrдge zur Musikwissenschaft", 1957, Bd 5; Mitchell D., Carl Orff: a modern primitive, "The Monthly Musical Record", 1957, No 87; Me1iсhar A., Musik in der Zwangsjacke. Die deutsche Musik zwischen Orff und Schцnberg, W., 1958; Schadewaldt W., Hellas und Hesperien, Z., I960; Kaufmann H., Carl Orff als Schauspieler, "Forum", 1960, Bd 7; Bonte H. G., Welchen Einfluss hat das Orff-Schulwerk auf Medizin und Psychologie, "ЦMz", 1962, H. 17; Jahrbuch des Orff-Instituts an der Akademie "Mozarteum", Salzburg, (T. 1?3), Mainz, 1962-69; Orff-Schulwerk Informationen, hrsg. von Orff-Institut an der Hochschule "Mozarteum", Salzburg, 1964-...; Оster O., Carl Orff und die Archetypologie des Theaters, "Musik und Dichtung", 1965, No 6; Dibe1ius U., Carl Orff. Die Gegenwart der Antike im Musiktheater, в его кн.: Moderne Musik. 1945-1965, Mьnch., 1966; Murray M. Orff and Kodбly - a comparison, "Recorder and music magazine", 1968, v. 2, No 9; Ceskб Orffova skola, I, Prag 1969; Pos V., Perspektivy Orffova skoly v hudebni vэchovй, Sb. studii, sv. 7, Prag., 1969; Rоs V., Jurkoviс Р., Lidovй pisne a doprovodem na orffovskэ instrumentбr, Prag., 1970; Keetman G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970; Mьnster R., Carl Orff. Das Bьhnenwerk. Ausstellung anlдsslich des 75. Geburtstages, Mьnch., 1970; Sсhmidt H. W. (Hrsg.), Carl Orff. Sein Leben und sein Werk in Wort, Bild und Noten, Kцln, 1971; Das Orff-Schulwerk im Dienste der Erziehung und Therapie behinderter Kinder, hrsg. von H. Wolfgart, B.-Charlottenburg, 1971.

О. Т. Леонтьева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Орф К." в других словарях:

  • ОРФ — Белорусское республиканское объединение радиофизиков http://www.orf.by/​ Беларусь, связь, физ. ОРФ Объединённый революционный фронт Сьерра Леоне ОРФ Объединённый рабочий фронт …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Орф — применение в качестве довода каких либо традиционно распространенных мнений в мусульманском обществе, если нет буквальных доказательств в Откровении. Орф подразделяется на сахих и фасид. Сахих это орф, который не противоречит Откровению. Именно… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ОРФ — Орт, Ортр (Ορθος, Ορθρος), в греческой мифологии двуглавый пес Гериона (Hes. Theog. 293; Apollod. II 5, 10), порождение Тифона и Эхидны, брат Кербера. От О. Эхидна родила Фикс (Сфинкс; Hes. Theog. 326). Вариант мифа (Tzetz. Schol. Lycophr. 653):… …   Энциклопедия мифологии

  • ОРФ — (Орт, Ортр), в греческой мифологии чудовищный двуглавый пес, порождение Тифона (см. ТИФОН) и Ехидны (см. ЕХИДНА) , брат Цербера (см. ЦЕРБЕР), отец Сфинги (см. СФИНКС (в древности)) . Служил великану Гериону (см. ГЕРИОН), был убит Гераклом (см.… …   Энциклопедический словарь

  • орф — пес, цербер Словарь русских синонимов. орф сущ., кол во синонимов: 3 • вымышленное существо (334) • …   Словарь синонимов

  • ОРФ — (Orff) Карл (1895 1982), немецкий композитор, педагог. В музыкально сценических произведениях (около 15) черты неоклассицизма, мелодическая и гармоническая простота, связь с современной театральной драматургией и старинными европейскими… …   Современная энциклопедия

  • ОРФ — (Орт Ортр), в греческой мифологии чудовищный двуглавый пес, порождение Тифона и Ехидны, двойник Кербера, отец Сфинги. Служил великану Гериону, был убит Гераклом …   Большой Энциклопедический словарь

  • Орф К. — ОРФ (Orff) Карл (1895–1982), нем. композитор, педагог, драматург. Новаторские муз. сценич. произв. (ок. 15 на собств. тексты) на основе традиций зап. европ. театра (мистерия, театр марионеток, итал. комедия масок). Сценич. кантаты Кармина… …   Биографический словарь

  • Орф К. — ОРФ (Orff) Карл (р. 10.7.1895, Мюнхен), нем. композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Мюнхенской муз. академии у А. Бер Вальбрунна и другие. Автор опер, балета Прелюдия (1925), сценич. кантат, составляющих Театральный триптих , в к ром своеобразно… …   Балет. Энциклопедия

  • Орф — У этого термина существуют и другие значения, см. Орф (значения) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»