Органум


Органум
        (позднелат. Organum, от греч. organon - инструмент, орудие) - общее наименование неск. наиболее ранних видов европ. многоголосия (кон. 9 - сер. 13 вв.). Первоначально О. назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением типа многоголосия. В широком смысле к О. относят всё раннее ср.-век. многоголосие; в узком - начальные, строгие его формы (параллельное движение квартами и квинтами, также с добавлением их октавных расширений), в отличие от развившихся в рамках О. и получивших собств. названия типов и жанров многогол. письма.
        О. охватывает неск. школ многогол. письма, притом не всегда связанных друг с другом генетически. Осн. виды О. (а также гл. этапы его историч. развития): параллельный (9-10 вв.); свободный (11 - сер. 12 вв.); мелизматический (12 в.); метризованный (кон. 12 - 1-я пол. 13 вв.).
        Исторически О., по-видимому, предшествовала т. н. парафония в позднеримской музыке (по сведениям, исходящим от "Ordo romanum", 7-8 вв.; часть певцов папской "Схола канторум" наз. парафонистами; предполагается, что они пели в параллельных квартах и квинтах). Термин "organicum melos", близкий по смыслу к "О.", впервые встреяается у Иоанна Скота Эриугена ("De divisione naturae", 866). Первые дошедшие до нас образцы О. содержатся в анонимных теоретич. трактатах "Musica enchiriadis" и "Scholia enchiriadis" (9 в.). О. основывается здесь на хоральном напеве, к-рый дублируется совершенными консонансами. Голос, ведущий хоральную мелодию, наз. принципалисом (vox principalis - главный голос), а также (впоследствии) тенором (tenor - держащий); дублирующий голос - органалисом (vox organalis - органальный, или органумный, голос). Ритм точно не указан, голоса моноритмичны (принцип punctus contra punctum или nota contra notam). Помимо параллельного ведения в кварту или квинту, встречаются октавные удвоения голосов (aequisonae - равнозвучные):
Образцы параллельного органума из трактатов "Musica enchiriadis" (вверху) и "Scholia enchiriadis" (внизу).
        Более поздняя англ. разновидность О.- гимель (cantus gemellus; gemellus - сдвоенный, близнец) допускает движение терциями (известный образец гимеля - гимн св. Магнусу Nobilis, humilis).
        В эпоху Гвидо д'Ареццо развился др. вид О.- свободный О., или диафония (первоначально слово "диафония" было науч.-теоретическим, а "О." - обиходно-практич. обозначением одного и того же явления; в нач. 12 в. термины "диафония" и "О." стали определениями разл. техник композиции). Он также моноритмичен, но голоса в нём линеарно свободны; широко используются косвенное движение, противодвижение, а также перекрещивание голосов. Изложение принципов и образцы свободного О. - у Гвидо д'Ареццо в "Микрологе" (ок. 1025-26), в миланском трактате "Ad Organum faciendum" (ок. 1150), у Джона Коттона в его труде "De musica" (ок. 1100); др. источники - Уинчестерский Тропарь (1-я пол. 11 в.), рукописи монастырей Сен-Марсьяль (Лимож, ок. 1150) и Сантьяго де Компостела (ок. 1140). Свободный О. (как и параллельный) обычно двухголосен.
Образец органума из трактата "Ad Organum faciendum".
        О. параллельный и О. свободный по общему типу письма должны быть отнесены скорее к гомофонии (как подобие аккордового склада или как его крайние голоса), чем к полифонии в обычном смысле.
        В О. зародился новый муз. склад - базирующееся на гармонии вертикальных созвучий многоголосие. В этом большое историч. значение О., обозначившего резкую грань между принципиально монодич. мышлением в муз. культуре всего Др. мира (включая и Др. Восток), монодическими же ранними формами христ. пения (1-е тысячелетие н. э.), с одной стороны, и основанной на этой новой (по типу - многоголосной) гармонии новозападной культурой - с другой. Поэтому рубеж 9-10 вв.- один из самых значительных в муз. истории. В последующие эпохи (вплоть до 20 в.) музыка существенно обновлялась, но оставалась многоголосной. Ещё в рамках свободного О. изредка встречалось противопоставление одному звуку принципалиса нескольких в органалисе. Этот способ письма стал основным в мелизматич. О. На протянутый звук тенора (punctus organicus, punctus organalis) приходилось от неск. звуков до довольно длинной мелодии:
Органум из рукописей монастыря Сен-Марсьяль.
        Мелизматич. О. (diaphonie basilica) имеет уже ярко выраженный полифонич. характер. Образцы мелизматич. О.- в кодексах Сантьяго-де-Компостела, Сен-Марсьяль и особенно парижской школы Нотр-Дам (в "Magnus liber organi" Леонина, к-рого называли optimus organista - лучший органист, в смысле "лучший органумист"). В кон. 12 в., помимо традиц. двухголосного (dupla) О., появляются первые образцы трёхголосного (tripla) и даже четырёхголосного (quadrupla). При неск. органалисах голоса имеют названия: дуплум (duplum - второй), триплум (triplum - третий) и квадруплум (quadruplum - четвёртый). Литургич. тенор по-прежнему сохраняет значение гл. голоса. Благодаря мелизматич. украшению каждого выдержанного тона тенора общие масштабы композиции увеличиваются до десятикратной длины.
        Распространение модальной ритмики и строгая метризация О. (с кон. 12 в.) свидетельствуют о влиянии факторов, далёких от его первоначальной литургич. основы, и связывают О. со светским и нар. искусством. Это - закат иск-ва О. В органуме Леонина мелизматич. части композиции чередуются с метризованными. По-видимому, метризация определялась и увеличением числа голосов: организация более чем двух голосов делала неизбежной более точную их ритмич. координацию. Вершина О.- двух-, трёх- и даже четырёхголосные соч. Перотина (школа Нотр-Дам), названного optimus dis-cantor (лучший дискантист):
Перотин. Градуал "Sederunt principes" (ок. 1199); органум квадруплум.
        В рамках О. появились модальная ритмика и имитация (Сен-Марсьяль, Нотр-Дам), обмен голосов (Нотр-Дам).
        В 12-13 вв. О. вливается в искусство мотета, ранние образцы к-рого очень близки метризованному О.
        На всём протяжении своей истории О.- пение сольное и ансамблевое, а не хоровое, к-рое по-прежнему оставалось одноголосным (по Г. Хусману). Двух- и многоголосие О. было украшением церк. пения, такие песнопения первоначально исполнялись только в торжеств/ случаях (напр., рождественские службы). По нек-рым сведениям, ранний О. исполнялся с участием инструментов.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1-2, М.-Л., 1941; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898; Handschin J., Zur Geschichte der Lehre vom Organum, "ZfMw", 1926, Jg. 8, Heft 6; Chevallier L., Les theories harmoniques, в кн.: Encyclopйdie de la musique..., (n. 1), P., 1925 (рус. пер. - Шевалье Л., История учений о гармонии, под ред. и с добавлениями М. В. Иванова-Борецкого, М., 1932); Wagner Р., La paraphonie "Revue de Musicologie", 1928, No 25; Perotinus: Organum quadruplum "Sederunt principes", hrsg. v. R. Ficker, W.-Lpz., 1930; Вesseler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, (1937); Georgiades Thr., Musik und Sprache, В.-Gott.-Hdlb., (1954); Jammers E., Anfдnge der abendlдndischen Musik, Stras.-Kehl, 1955; Waeltner E., Das Organum bis zur Mitte des 11. Jahrhunderts, Hdlb., 1955 (Diss.); Chominski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1, (Kr., 1958) (укр. пер.: Хоминський Й., Iсторiя гapмонiп та контрапункту, т. 1, Киiв, 1975); Dahlhaus G., Zur Theorie des frьhen Organum, "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", 1958, (Bd 42); его же, Zur Theorie des Organum im XII. Jahrhundert, там же, 1964, (Bd 48); Machabey A., Remarques sur le Winchester Troper, в кн.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961; Eggebrecht H., Zaminer F., Ad Organum faciendum, Mainz, 1970; Gerold Th., Histoire de la musique..., N. Y., 1971; Вesse1er H., Gь1ke P., Schriftbild der mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); Reсkоw F., Organum-Begriff und frьhe Mehrstimmigkeit, в сб.: Forum musicologicum. 1. Basler Studien zur Musikgeschichte, Bd 1, Bern, 1975.

Ю. H. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Синонимы:

Смотреть что такое "Органум" в других словарях:

  • органум — сущ., кол во синонимов: 1 • многоголосие (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Органум — (лат. órganum  орган; в этимологич. значении любой инструмент)  жанр и способ многоголосной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки. Различают следующие разновидности… …   Википедия

  • органум — (позднелат. organum) то же, что диафония 2. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. органум а, м. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • органум — орг анум, а (многоголосие) …   Русский орфографический словарь

  • органум — а, ч. Один із ранніх видів поліфонії, переважно двоголосся, поширений в 9 13 ст …   Український тлумачний словник

  • органум — organum форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • ОРГАНУМ — 1) греч. ό̉ργανον, означает вообще инструмент (орган), затем, в более тесном смысле, музыкальный инструмент и наконец инструмент из инструментов – орган (См.). – 2) Самый старинный и примитивный вид многоголосной музыки, о сущности… …   Музыкальный словарь Римана

  • Органум (ансамбль) — Ансамбль Органум (фр. Ensemble Organum)  французская музыкальная группа, исполняющая средневековую (и похожую на средневековую) музыку. Основана в 1982 году Марселем Пересом (фр. Marcel Pérès). Состав группы менялся, в разное время в… …   Википедия

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА — [Иоанн де Гарландия; лат. Johannes de Garlandia], зап. муз. теоретик. Его имя упоминается с кон. XIII в. в связи с трактатами «De plana musica» (О ровной музыке) и «De mensurabili musica» (О мензуральной (размеренной) музыке), составление которых …   Православная энциклопедия

Книги

  • Tertium Organum, Успенский Петр Демьянович. решаюсь написать книгу, рассказать обо всем, что нашел. Вместе с тем я вижу, что вполне возможно согласовать идеи этого сокровенного знания с данными точной науки; имне становится понятным,… Подробнее  Купить за 1107 грн (только Украина)
  • Tertium Organum, Успенский Петр Демьянович. решаюсь написать книгу, рассказать обо всем, что нашел. Вместе с тем я вижу, что вполне возможно согласовать идеи этого сокровенного знания с данными точной науки; имне становится понятным,… Подробнее  Купить за 1052 руб