Органный пункт


Органный пункт
        педаль (нем. Orgelpunkt, франц. pйdale infйrieure, итал. pйdale d'armonia, англ. pedal point),- выдержанный звук в басу, на фоне которого другие голоса движутся свободно, иногда вступая в функциональное противоречие с басом (вплоть до ухода в далёкие тональности); гармонич. согласованность О. п. и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Выразительность О. п. связана с гармонич. напряжением, определяющимся функциональным несовпадением выдерживаемого звука и др. голосов. О. п. обогащает звучание гармонич. вертикали, приводя к полифункциональности.
        Наиболее часто употребляются О. п. на звуке тоники (I ступень лада) и доминанты (V ступень). О. п. представляет собой усиление соответствующей ладовой функции, распространение её не на один аккорд, а на обширное гармонич. построение. Тем самым он имеет объединяющее значение, скрепляя разнородные элементы развития верхних голосов. О. п. на тонике вносит в музыку ощущение устойчивости, порой и статичности; он находит наибольшее применение в заключит., а также начальных разделах муз. произведений (напр., заключит. раздел в сцене смерти Бориса из оперы "Борис Годунов", начало 1-го хора в "Страстях по Матфею" И. С. Баха). О. п. на доминанте соединяет в себе функционально неустойчивую басовую опору с неустойчивыми же, далёкими от тоники созвучиями в верхних голосах, к-рые оказываются подчинёнными доминантовой функции баса. Он придаёт музыке характер напряжённого ожидания. Наиболее типично применение его перед репризой (особенно в сонатном allegro - напр., I ч. 8-й сонаты c-moll для фп. Бетховена), также перед кодой; встречается и во вступлениях.
        О. п. возможен не только в басу, но и в др. голосах (обычно наз. выдержанным звуком) - в верхнем (франц. pйdale supйrieure, итал. pйdale, англ. inverted pedal, напр., III ч. 3-го квартета Чайковского) и среднем (франц. pйdale intйrieure или mйdiaire, итал. pйdale, англ. internal pedal, напр., пьеса "Виселица" из фп. цикла "Ночной Гаспар" Равеля). Известны образцы двойного О. п.- одноврем. на звуках тоники и доминанты. Подобный О. п., в к-ром господствует тонич. функция, характерен для муз. фольклора разных народов ("волыночные квинты"), применяется он и в проф. музыке, особенно при имитировании нар. музицирования (напр., V ч. 6-й симфонии Бетховена); двойной доминантовый О. п.- на звуках доминанты (нижний) и тоники (в переходе к финалу 5-й симфонии Бетховена). Изредка встречаются О. п. на др. ступенях (напр., на III ступени минора - в трио из II ч. 6-й симфонии Чайковского; выдержанный звук IV ступени - в фп. "Серенаде" Рахманинова). Эффект О. п. сохраняется и в тех случаях, когда образующий его звук не тянется, а повторяется (напр., IV картина из оперы "Садко" Римского-Корсакова) или когда повторяются краткие мелодич. фигуры (см. Остинато).
        Как художеств. явление О. п. коренится в нар. музыке (сопровождение пения игрой на волынке и подобных инструментах. Происхождение термина "О. п." связано с практикой раннего многоголосия, органума. Гвидо д'Ареццо (11 в.) описал в "Micrologus de disciplina artis musicae" (1025-26) двухголосный "парящий" органум с косвенным движением голосов ("Organum suspensum"):
        Франко Кёльнский (13 в.), говоря (в трактате "Ars cantus mensurabilis") об органуме, применяет и сам термин "О. п." - "organicus punctus". Под "пунктом" здесь подразумевается раздел органума, где выдержанному звуку кантуса контрапунктирует мелодич. рисунок верхнего голоса ("пунктом" наз. и сам такой звук). В дальнейшем под О. п. стали понимать долгий педальный звук органа, широко используемый в органной музыке в соответствии с технич. возможностями инструмента (франц. термин point d'orgue во франц. музыковедч. литературе означает или импровизац. каденцию солиста, или, чаще, фермату). В полифонич. формах средневековья и Возрождения явления О. п. часто вызваны техникой cantus firmus (у Г. де Машо, Жоскена Депре и др.), звукам к-рого придавалась большая продолжительность.
        В 17-19 вв. О. п. приобрели (особенно в классия. муз. формах) динамич. свойства, стали мощными рычагами развития. В 19 в. О. п. начали использовать как колористич., жанрово-характеристич. средство (напр., "Колыбельная" Шопена, "Старый замок" из "Картинок с выставки" Мусоргского, II д. из оперы "Князь Игорь", "Песня Индийского гостя" из оперы "Садко"). В 20 в. появились иные способы применения О. п. (и остинато). Значение О. п. может иметь аккорд (напр., кода I я. 8-й симфонии Шостаковича) или сложное созвучие. О. п. может приобретать характер фона (напр., вступление к "Весне священной") и необычные фактурные формы (напр., предыкт к репризе в IV ч. 2-й фп. сонаты Прокофьева - 15 резко акцентированных звуков eis как вводнотоновый предыкт к репризе в тональности d-moll).

Литература: см. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Органный пункт" в других словарях:

  • ОРГАННЫЙ ПУНКТ — в музыке долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого свободно движутся остальные голоса. Общее название выдержанных звуков в любом голосе педаль …   Большой Энциклопедический словарь

  • Органный пункт — (или педаль) звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав их аккордов меняется как бы независимо от баса. Движение верхних голосов завершается обычно аккордом, соответствующим басу, и в целом… …   Википедия

  • органный пункт — (муз.), долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого свободно движутся остальные голоса. Общее название выдержанных звуков в любом голосе  педаль. * * * ОРГАННЫЙ ПУНКТ ОРГАННЫЙ ПУНКТ, в музыке долго выдерживаемый звук в басу, на фоне… …   Энциклопедический словарь

  • Органный пункт — (point d orgue). Звук большой длительности, в продолжение которого применяются разные гармонии, назыв. выдерживаемым тоном. Он применяется в нижнем, среднем или верхнем голосах. В нижнем, будучи доминантой или тоникой тональности, он называется О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Органный пункт —         педаль, долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого верхние голоса движутся свободно, часто уходя в далекие тональности. Гармоническая согласованность О. п. и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или… …   Большая советская энциклопедия

  • Органный пункт — (педаль) выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса (этот прием часто применяется в органной музыке; в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом) …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • ОРГАННЫЙ ПУНКТ — (франц. pédale [что, впрочем обозначает также и фермату] или point d orgue; англ. Pedal point; нем. Orgelpunkt). О м п м называется долго выдерживаемый басовый тон, над которым пестро сменяются всевозможные гармонии; чаще всего о. п.… …   Музыкальный словарь Римана

  • Пункт — (от нем. Punkt точка) Военное дело Командный пункт (КП) Контрольно пропускной пункт (КПП) Наблюдательный пункт (НП) Населённый пункт Опорный пункт Пункт технического обслуживания (ПТО) Другое Органный пункт Последний п …   Википедия

  • Пункт (значения) — * Командный пункт * Контрольно пропускной пункт * Наблюдательный пункт * Населённый пункт * Органный пункт * Последний пункт (фильм) * Пункт назначения 3 (фильм) * Пункт обязательных донесений * Пункт технического обслуживания * Пункт (экономика) …   Википедия

  • органный — см. орган; ая, ое. О ые трубы. О ая музыка. Орга/нный вечер. Орга/нный концерт. Орга/нный пункт (муз.; долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого верхние голоса движутся свободно) …   Словарь многих выражений