- Оперный театр Зимина
-
"Опера Зимина", - частный оперный т-р в Москве. Открыт в 1904, существовал до 1924. Возник в результате слияния оперной труппы, основанной С. И. Зиминым летом 1904, и большей части коллектива т-ра "Товарищество частной оперы". Первый спектакль ("Майская ночь") состоялся в помещении т-ра "Аквариум", затем О. т. З. неск. лет работал в разл. театр. помещениях, с 1908 - на сцене т-ра Солодовникова (ныне помещение Моск. т-ра оперетты). В 1917 пожаром был уничтожен склад декораций и костюмов более 100 спектаклей. В том же году т-р стал государственным и перешёл в ведение Моск. Совета рабочих депутатов; в 1919-20 назывался Малая гос. опера, в 1922-24 - Свободная опера Зимина.
Продолжая традиции Московской частной русской оперы, О. т. 3. стал т-ром самобытного творч. поиска и внёс в культурную жизнь России важный художеств. вклад. Главным в исканиях т-ра было стремление дать целостное, осмысленное сценич. истолкование произв., раскрывающее его с наибольшей полнотой. Видную роль в муз. руководстве т-ром сыграли дирижёр M. M. Ипполитов-Иванов (1904-06) - последовательный пропагандист рус. классич. оперы, и певец и режиссёр П. С. Оленин (1907-15), чьи пост. здесь стали этапом в развитии рус. оперной режиссуры. В декорационно-художеств. оформлении спектаклей О. т. З. стремился избегать постановочных штампов, характерных для "казённых" т-ров. Привлекались видные художники А. И. Маторин, И. Я. Билибин, P. P. Федоровский, П. П. Кончаловский и др. Репертуар О. т. З. был многообразен, значит. место занимали произв. рус. композиторов: "Иван Сусанин", "Русалка", "Демон", "Князь Игорь", большинство опер П. И. Чайковского, "Снегурочка", "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" (первая пост.), "Хованщина", "Борис Годунов" (без обычных купюр и со сценой "Под Кромами"). Т-р возобновил долгое время не шедшие оперы: "Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского, "Аскольдова могила"; "Рогнеда" Серова и др. Здесь впервые были пост. "Капитанская дочка" Кюи, "Клара Милич" Кастальского, "Трильби" Юрасовского и др. Среди поставленных т-ром многочисл. опер зап.-европ. композиторов ("Аида", "Кармен" (впервые в России), "Богема", "Чио-Чио-сан"; "Манон" Массне, "Луиза" Шарпантье) была такая значит., как "Нюрнбергские мейстерзингеры" (пост. в 1909 впервые в России; шла с большим успехом). В лучших спектаклях О. т. З. воплотились принципы реалистич. оперного иск-ва.
За годы существования т-р во многом способствовал развитию рус. оперно-исполнит. культуры, здесь выдвинулись крупные артистич. силы. В разные годы работали: певцы - Е. Я. Цветкова, В. Н. Петрова-Званцева, Н. С. Ермоленко-Южина, М. В. Бочаров, В. Р. Пикок, В. П. Дамаев, Н. И. Сперанский, М. М. Донец, Ю. С. Кипоренко-Даманский; дирижёры - Э. А. Купер, А. М. Пазовский, Е. Е. Плотников; режиссёр P. P. Комиссаржевский. Т-р нередко приглашал гастролёров, здесь пели Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, М. Баттистини, Титта Руффо, Л. Кавальери, Дж. Ансельми и др. Для работы с молодыми артистами и композиторами Зимин организовал в т-ре студию (к-рая в 1916-17 давала спектакли в отд. помещении), а также музей, отражавший жизнь т-ра.
Литература: (Мимоза), 10 пет, "Театр", М.,1914, No 1441, с. 4-5; (Н), 10 лет Оперы Зимина, там же, No 1572, с. 4; Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 143-44; Жаров М., Жизнь, театр, кино. Воспоминания, М., 1967, с. 32-37, 40-41, 51-53 и др.; Ивановский А. В., Воспоминания кинорежиссёра, М., 1967, с. 46-60; Боровский В., Московская опера С. И. Зимина, М., 1977. В. Е. Боровский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.