Обратимый контрапункт

Обратимый контрапункт
        полифонич. соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно О. к.), вид сложного контрапункта. Наиболее распространён О. к. с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга G-dur, такты 5-7 и 24-26; "Искусство фуги", No 12). Более сложен неполный О. к.: интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. к. и неполный О. к. сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый: Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4-6 и 24-26; В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый: И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1-2 и 3-4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями: И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 2, фуга b-moll, такты 27-31 и 96-100); в О. к. применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный: П. Хиндемит, "Ludus tonalis", прелюдия и постлюдия) и др. О. к. радикально меняет облик первоначального соединения: в производных соединениях возникает фактически новый мелодич. рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. к. широко применяется композиторами 20 в. (А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. формами (возвратное движение).

Литература: Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, §§ 20-21; Танеев С. И., Фрагмент из варианта вступления к книге "Подвижной контрапункт строгого письма...", в кн.: Танеев С., Из научно-педагогич. наследия, М., 1967. См. также лит. при статье Обращение темы.

В. П. Фраёнов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Обратимый контрапункт" в других словарях:

  • Контрапункт — (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально точка против точки)         в музыке: 1) вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией (См. Полифония). Особую форму составляет… …   Большая советская энциклопедия

  • Сложный контрапункт —         полифонич. сочетание мелодически развитых голосов (разных или при имитации подобных), к рое рассчитано на контрапунктически видоизменённое повторение, воспроизведение с изменением соотношения этих голосов (в отличие от простого… …   Музыкальная энциклопедия

  • Подвижной контрапункт —         вид сложного контрапункта, полифонич. соединение мелодий (разных, а также одинаковых, подобных, изложенных в виде имитации), предполагающее образование одного или неск. производных соединений в результате изменения первоначального… …   Музыкальная энциклопедия

  • Зеркальный контрапункт —         см. Обратимый контрапункт …   Музыкальная энциклопедия

  • Полифония —         (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… …   Музыкальная энциклопедия

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • Обращение темы —         противодвижение, инверсия (лат. inversio, итал. moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. reversement, нем. die Umkehrung, die Gegenbewegung) полифонич. приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в …   Музыкальная энциклопедия

  • Богатырев, Семен Семенович — род. 3 (15) февр. 1890 в Харькове, ум. 31 дек. 1960 в Москве. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1947). Окончил в 1912 юридич. ф т Харьковского ун та, в 1914 Петрогр. конс. по кл. композиции И. И. Витоля и М. О.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Богатырёв С. С. —         Семён Семёнович (3(15) II 1890, Харьков 31 XII 1960, Москва) сов. муз. теоретик и педагог. Засл. деят. иск в РСФСР (1946). Д р искусствоведения (1947). В 1912 окончил юридич. ф т Харьковского ун та, в 1916 Петрогр. консерваторию по классу …   Музыкальная энциклопедия

  • Semion Bogatyrev — Pour les articles homonymes, voir Bogatyrev. Semion Bogatyrev Naissance 16 février 1890 Kharkiv, Ukraine Décès 31 décembre  …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»