Обиходный звукоряд

Обиходный звукоряд
        обиходный лад, - звуковая система со структурой (в тонах) 1-1-1/2-1-1-1/2-1-1-1/2-1-1, составляющая ладовую основу рус. ср.-век. музыки. Название происходит от "Обихода" - собрания мелодий, применяемых в культовой практике.
        О. з. свойственно квартовое строение:
        Трихорды внутри каждой кварты наз. "согласиями". Если в общеевроп. октаве (=8) семь ступеней (8-1), то в тетрахорде ("в кварте") их три (4-1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах: 1-1). Каждое согласие носит своё наименование ("простое", "мрачное", "светлое", "тресветлое"). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т.е. понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда). В конструкции О. з. есть элементы сходства со структурой др.-греч. "совершенной системы". О. з. можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. з. - возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц ("ца") и M ("мрачно с хохлом"), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. з. имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада).
        Образцы О. з. находим не только в церк. музыке, но и в народной (рус. песня "Молодка, молодка" из сб. М. А. Балакирева, см. пример в ст. Звуковая система).
        Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством").
        В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О. з. приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика к-рого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. примере).
        Иногда применение О. з. смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. плясовых наигрышах, осн. на схеме STDT; ср. "Русский танец" из балета А. Хачатуряна "Гаянэ"). В совр. музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой.
И. Ф. Стравинский. "Весна священная". "Взывание к праотцам".
        О. з. встречается и в музыке др. народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16-17 вв. (где к осн. звукоряду f1 - е1 - d1 - с 1 - h - а - g снизу приставлялся subsemitonium modilis). Появление О. з. в разл. эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. групп объясняется тем, что структура О. з. отражает одну из типологич. закономерностей нек-рых видов мелодич. ладов - тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого - к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. компонентов.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение, в России..., вып. 1-3, М., 1867-69; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Обиходный звукоряд" в других словарях:

  • ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД — звукоряд, служащий основой древнерусских песнопений. 12 ступеней обиходного звукоряда делятся на 4 т. н. согласия (трихорда) простое , мрачное , светлое и тресветлое . Согласия отстоят друг от друга на полутон, звуки внутри согласий на целый тон …   Большой Энциклопедический словарь

  • Обиходный звукоряд — звукоряд, лежащий в основе древнерусской церковной монодии, знаменного распева. Обиходный звукоряд знаменного распева Обиходный звукоряд состоит из четырёх трихордов (так называемых «согласий») одинаковой целотоновой структуры, отделённых друг от …   Википедия

  • обиходный звукоряд — звукоряд, служащий основой древнерусских песнопений. 12 ступеней обиходного звукоряда делятся на 4 так называемого согласия (трихорда)  «простое», «мрачное», «светлое» и «тресветлое». Согласия отстоят друг от друга на полутон, звуки внутри… …   Энциклопедический словарь

  • Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… …   Википедия

  • Церковный звукоряд —         диатонич. звукоряд, каждое звено согласие к рого представляет собой восходящее исследование 3 звуков с расстоянием между ними в один тсн. Согласия Ц. з. подчиняются раздельному принципу объединения, причём между верхним тоном одного… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …   Музыкальная энциклопедия

  • Трихорд —         (от греч. trixordos трёхструнный) трёхступенный звукоряд (напр., d е f). В бесполутоновом пентатонич. ладу характерный Т. состоит из целого тона и малой терции (напр., d е g или d f g) в объёме чистой кварты. В диатонич. системах Т.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диатоника —         (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… …   Музыкальная энциклопедия

  • Ключ —         (франц. clef, англ. key, нем. Schlьssel) знак на нотном стане, определяющий название и высоту (принадлежность к той или иной октаве) звука на одной из его линий; устанавливает абсолютное звуковысотное значение всех записываемых на нотном… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»