Аренский А. С.

Аренский А. С.
        Антон (Антоний) Степанович (30 VI (12 VII) 1861, Новгород - 12(25) II 1906, Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.) - рус. композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Моск. консерватории (общие муз.-теоретич. предметы, в 1889-94 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-95 руководил концертами Рус. хор. об-ва. В 1895-1901 был управляющим петерб. Придв. певч. капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр).
        Творчество А. сформировалось под влиянием рус. композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. А. по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцат. настроения. Лучшие произв. А. принадлежат к жанру камерной вок. и инстр. музыки. Популярны романсы "Разбитая ваза" (сл. А. Н. Апухтина), "Не зажигай огня" (сл. Д. М. Ратгауза), "Осень" (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значит. место в творчестве композитора занимают фп. сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фп. миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; б. ч. они объединены в серии-циклы ("Пестрота", ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; "Характеристические пьесы", ор. 36, и др.). Из фп. произв. крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-конц. стиле разрабатываются народные былинные темы. А. одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве А. занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посв. памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова.
        Операм А. недостаёт драматизма и целостности. В опере "Сон на Волге" (по А. Н. Островскому, 1888; А. дополнил и переработал переданное ему Чайковским либр. оперы "Воевода") более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера А. "Рафаэль" (1894).
        Склонность А. к лирич. камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симф. циклу черты лирич. поэмности. Из симф. сочинений А. чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).

Сочинения: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 (ст. стиль), Большой т-р, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой т-р, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, "Русские сезоны" С. П. Дягилева; 1909, Мариинский т-р, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета "Египетские ночи" (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, "Силуэты", 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы "Бахчисарайский фонтан" Пушкина (ор. 46, 1899), к драме "Буря" Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый т-р, Москва); перелож. собств. произведений.

Литературные сочинения: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка (замечания к напевам И. Т. Рябинина), "Этнографическое обозрение", 1894, М 4.

Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, "СМ", 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, "РМГ", 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу "Бури" Шекспира, "ЕИТ", 1909, вып. IV.

Литература: Кашкин Н. Д., "Сон на Волге". Опера. Музыка А. Аренского, "Артист", 1891, No 12; Конюс Г. Э., "Рафаэль". Музыкальные сцены А. С. Аренского, "Артист", 1894, No 37; "Наль и Дамаянти" Аренского, "ЕИТ". 1903/1904, вып. XIV; О. В-ва, Антон Степанович Аренский, "РМГ", 1906, No 9; Последнее произведение А. Аренского "Буря", "РМГ", 1906, No 41; "ЕИТ", 1907-1908, вып. XVIII (некролог); Гнесин М. P., А. Аренский, "Ростовская речь", 1916, No 47; Цыпин Г., Аренский, М., 1966.

Ю. Н. Хохлов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Аренский А. С." в других словарях:

  • Аренский — Аренский, Антон Степанович Антоний Степанович Аренский Почтовая карточка (1910 год) Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • АРЕНСКИЙ — Антон Степанович (1861 1906), российский композитор, пианист, дирижер. Музыке Аренского присущи лиричность, элегическая созерцательность. Работал преимущественно в камерно инструментальных жанрах. Автор опер ( Наль и Дамаянти , 1903, и др.),… …   Современная энциклопедия

  • АРЕНСКИЙ — Антон (Антоний) Степанович (1861 1906), композитор, пианист, дирижёр. Оперы Сон на Волге (1888), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903), балет Ночь в Египте ( Египетские ночи , 1900), произведения для фортепьяно, романсы и др. Учебники гармонии,… …   Русская история

  • АРЕНСКИЙ — А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) Антон Степанович (30.06.1861, Новгород 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г.… …   Православная энциклопедия

  • Аренский —         Антон (Антоний) Степанович [30.6(12.7).1861, Новгород, 12(25).2.1906, близ Териоки, Финляндия], русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского Корсакова и стал… …   Большая советская энциклопедия

  • Аренский — АРЕНОВ АРЕНСКИЙ Арена часто упоминалась в духовных семинариях на лекциях по истории христианства. На аренах древнеримских амфитеатров, например знаменитого Колизея, происходили казни первых христиан.Поэтому фамилию Аренский, так же, как… …   Русские фамилии

  • Аренский, Антон Степанович — профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Аренский Антон (Антоний) Степанович — [30.6(12.7).1861, Новгород, ‒ 12(25).2.1906, близ Териоки, Финляндия], русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского Корсакова и стал преподавателем Московского консерватории (с …   Большая советская энциклопедия

  • Аренский Антон (Антоний) Степанович — (1861 1906), рус. композитор, пианист, дирижер, педагог. В своей вокальной лирике обращался к стих. Л.: «В альбом» («Как одинокая гробница») (Лейпциг, 1886), «Песня рыбки из поэмы «Мцыри»» (СПБ, 1892), «Еврейская мелодия» («Я видал иногда») (М.,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • АРЕНСКИЙ Антон Степанович — (1861 1906) российский композитор, пианист, дирижер. Оперы Сон на Волге (1888), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903), балет Ночь в Египте ( Египетские ночи , 1900), произведения для фортепиано, романсы и др. Учебники гармонии, анализа… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»