- Нежданова А. В.
-
Антонина Васильевна (4 (16) VI 1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы - 26 VI 1950, Москва) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор искусствоведения (1944). Герой Труда (1925). Родители Н., сельские учителя, любили лит-ру, музыку, нар. песни. Отец Н. играл на скрипке, руководил любительскими хорами. Одарённость Н. проявилась в раннем детстве- с 7 лет она пела (часто солировала) в церковном и сельском хорах. После окончания гимназии Н. работала в Одесском гор. женском уч-ще. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (М. И. Фигнер, М. Батти-стини, Дж. Гальвани), пела (гл. обр. нар. песни) на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1899 Н. была принята в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти (занималась с ним даже во время летних каникул). Позднее, будучи известной певицей, разучивала с Мазетти новые партии. Ещё студенткой консерватории Н. обратила на себя внимание знатоков и любителей вок. иск-ва. Так, её консерваторские выступления посещал А. Н. Скрябин, в то время профессор консерватории, высоко ценила талант Н. семья И. М. Сеченова, в доме к-рого она встречалась с выдающимися деятелями рус. науки, культуры. В 1902, блестяще окончив консерваторию, Н. дебютировала на сцене Большого т-ра в партии Антониды (в том же году впервые выступила и как конц. певица). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии - Джильда, Людмила (1902), Розина, Лакме (1903), Церлина (1905), Царица ночи, Волхова, Татьяна (1906), Снегурочка (1907), Эльза (1908), Шемаханская царица (1909), Мими (1911). В 1912 с успехом гастролировала в Париже (т-р "Гранд-Опера"; её партнёрами были Э. Карузо, Титта Руффо), познакомилась здесь с композиторами П. Масканьи, Дж. Пуччини, дир. А. То-сканини. Вернувшись на родину, выступила в новых партиях - Филина ("Миньон", 1912), Манон (1915), Марфа (1916), Иоланта (1917). С этого времени певица прочно входит в ряды мировых корифеев вок. иск-ва. Большое влияние на творчество Н. оказало общение с С. В. Рахманиновым (посв. ей "Вокализ"), дирижировавшим операми в Большом т-ре и аккомпанировавшим Н. в концертах, Ф. И. Шаляпиным и особенно с Л. В. Собиновым. Дуэты Н. и Собинова вошли в историю муз. т-ра как образец совершеннейшего по своей гармоничности воспроизведения на сцене созданий оперной классики. С Собиновым Н. связывала общность художеств. интересов и взглядов, любовь к иск-ву, тесная личная дружба. Обладая блестящими природными вок. данными - свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате серьезных и упорных занятии достигла полнейшей свободы пения, полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры, художеств. завершенности муз.-сценич. образов. Ее иск-во было овеяно "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. И. Немирович-Данченко). Много работая над сценич. воплощением партии, Н. гл. внимание уделяла вок. образу. Выдающийся музыкант, она умела глубоко вскрыть замысел композитора. Певица тщательно работала над звуковой окраской, интонацией каждой муз. фразы, добивалась соответствия звучания драм. ситуации и характеру героини в целом. В ее художеств. палитре - рус. распевность, широкая задушевная лирика, тепло простых и ясных интонаций (Татьяна, Антонида, Марфа), светлое звучание колоратур (Джильда) и их загадочно-таинственная, порой зловещая и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). Огромным вкладом в историю рус. оперной сцены были партии Н. в операх Н. А. Римского-Корсакова. Высокой сценич. культурой отмечены партии Н. в произв. зап.-европ. оперной классики. Работая над ними, певица пользовалась советами M. H. Ермоловой, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина. В ее обширный конц. репертуар входили произведения Римского-Корсакова, Рахманинова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, M. M. Ипполитова-Иванова (посвященные ей "Четыре провансальские песни"), H К. Метнера, И Ф. Стравинского, А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, P Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, русские и украинские народные песни. Н. была одной из первых и постоянных участниц так называемых исторических концертов, организованных в Москве С. H Василенко; выступала в ансамбле с аккомпанировавшими ей А. С. Аренским, А К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя русскую и западноевропейскую камерную вокальную музыку.
В сов. время особенно широко развернулась муз.-обществ. деятельность Н. Она участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 систематически выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР (с 1919 постоянным аккомпаниатором Н. был ее муж - Н. С. Голованов). Исполнила на сцене Большого т-ра ряд новых партий: Царевна-лебедь (1920), Парася ("Сорочинская ярмарка", 1925), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, 1927). С 1936 вела педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Гос. премия СССР (1943).
Сочинения: Страницы жизни Отрывки из воспоминаний, "МЖ", 1960, No 12. Литература: Поляновский Г., А. В. Нежданова, M. -Л., 1944; его же, А. В. Нежданова, M, 1970; Львов M., А. В. Нежданова, M., 1952; его же, А. В. Нежданова, в сб.: Русские певцы, M., 1965; Подольская В., А. В. Нежданова и ее ученики (Заметки концертмейстера), M., 1960; Антонина Васильевна Нежданова, Материалы и исследования, M., 1967. Г. А. Поляновский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.