Неаполитанский секстаккорд

Неаполитанский секстаккорд
        (англ. the neapolitan sixth, нем. neapolitanischer Sextakkord, neapolitanische Sexte, чеш. neapolsky sextakord, frygicky sextakord) - секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. с." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы кон. 17 в. (в частности, у А. Скарлатти, напр. в опере "Розаура"). Однако термин условен, т. к. H. с. появился задолго до неаполитанской школы (у Я. Обрехта, 2-я пол. 15 в.).
Я. Обрехт. Месса "Salva diva parens", Credo, Confiteor, такты 34-36.
        Он широко распространён у композиторов различных стран и народов (напр., у Л. Бетховена). Автором термина "Н. с", возможно, является Л. Буслер (1868), хотя имеются сведения (X. Риман) о давнем его применении англ. теоретиками (в англ. терминологии есть ещё три "сексты": "итальянская"-аккорд типа as-c-fis, "французская" - as-c-d-fis и "немецкая" - as-c-es-fis). В звуковой системе мажорно-минорной гармонич. тональности, все ступени к-рой охватываются цепочкой из 11 квинт (от центр. тонич. квинты - 5 вниз и 5 вверх), характерный звук Н. с. - II низкая ступень - достигается наибольшим углублением в сторону бемолей (и поэтому зеркально противоположен другому важному недиатонич. звуку - "лидийской" высокой IV ступени; см. Наклонение.) Отсюда сгущённо-мрачный оттенок, свойственный ладовой (фригийской) окраске Н. с. (ещё более мрачная окраска присуща минорному варианту Н. с, напр. fes-as-des в C-dur или c-moll). Функционально Н. с. - "крайняя" субдоминанта, предел движения в этом направлении (что даёт возможность использования Н. с. в качестве критич. точки гармонич. развития; см., напр., кульминацию пассакальи c-moll для органа И. С. Баха).
И. С. Бах. Пассакалья c-moll для органа.
        В рамках 7-ступенной диатоники или 10-ступенной мажорно-минорной системы, напр., при тонике С - системы:
        звук II низкой ступени, оказавшийся за пределами осн. ступеней, должен был объясняться как альтерация, недиатонический вспомогательный как заимствование из звукоряда др. тональности (минорной субдоминанты) или из др. лада (фригийского) при той же тонике (см. обзор литературы в книге В. О. Беркова). Мн. исследователи справедливо трактовали Н. с. как самостоят. гармонию, а не как хроматически видоизменённый (альтерированный) аккорд (О. Савар, Р. Луи, Л. Тюиль и др.). По наблюдению В. О. Беркова, в муз. практике почти нет примеров образования Н. с. альтерационным путём. Наиболее правильна трактовка Н. с. как неальтерированной гармонии, принадлежащей двенадцатизвуковой ладовой системе ("хроматической", по Г. Л. Катуару; "двенадцатизвучной диатонической", по А. С. Оголевцу). Помимо Н. с, "неаполитанская" гармония (чеш. frygicke akord)
Л. Бетховен. 3-я симфония, часть I.
        применяется в виде трезвучия (Л. Бетховен, соната ор. 57, ч. 1, тт. 5-6), квартсекстаккорда (Ф. Лист, 1-й концерт, т. 4), септаккорда (также в обращении) и даже отдельного звука.
Л. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром, часть I.

Литература: Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Поли. собр. соч., т. IV, М., 1960; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946; Берков В., Гармония и музыкальная форма, М., 1962, под загл.: Формообразующие средства гармонии, М., 1971; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, N. Y. - L., 1893 (в рус. пер. - Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, (1901)); Reger М., Beitrдge zur Modulationslehre, Mьnch., 1903, 1922 (в рус. пер. - О модуляции, Л., 1926); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. - Stuttg., 1906, W., 1956; Handke R., Der neapolitanische Sextakkord in Bachscher Auffassung, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 16, Lpz., 1920; Montnacher J., Das Problem des Akkordes der neapolitanischen Sexte..., Lpz., 1934; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Stephani H., Stadien harmonischer Sinnerfьllung, "Musikforschung", 1956, Jahrg. 9, H. 4; Janecek К., Harmonie rozborem, Praha, 1963.

Ю. H. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Неаполитанский секстаккорд" в других словарях:

  • Секстаккорд — Секстаккорд  аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками… …   Википедия

  • Субдоминанта — (IV) в последовательности аккордов IV V I в до мажоре Прослушать  …   Википедия

  • МУЗЫКИ ТЕОРИЯ — наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со строительными блоками музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет… …   Энциклопедия Кольера

  • Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… …   Википедия

  • Увеличенное трезвучие — Состав аккорда: увеличенная квинта большая терция прима Увеличенное (чрезмерное) трезвучие трезвучие, состоящее из двух больших терций, между …   Википедия

  • Трезвучие — Трезвучие  аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 …   Википедия

  • Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие  трезвучие, состоящее из большой терц …   Википедия

  • Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз …   Википедия

  • Уменьшённое трезвучие — Состав аккорда: уменьшенная квинта малая терция прима Уменьшённое трезвучие трезвучие, состоящее из двух малых терций …   Википедия

  • Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo  согласовываю)  созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»