Неаккордовые звуки

Неаккордовые звуки
        (нем. akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. nonharmonic tones, франц. notes йtrangиres, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) - звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них мелодич. тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. з. классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками: приходятся ли Н. з. на тяжёлую долю такта, а аккордовые - на лёгкую или наоборот, возвращается ли Н. з. к исходному аккордовому или переходит в др. аккордовый, появляется ли Н. з. в поступенном движении или берётся скачком, разрешается ли Н. з. секундовым движением или оказывается брошенным и т. д. Различают следующие осн. виды Н. з.:
        1) задержание (сокращённое обозначение: з);
        2) апподжиатура (ап);
        3) проходящий звук (п);
        4) вспомогательный звук (в);
        5) cambiata (к), или брошенный скачком вспомогательный;
        6) скачковый тон (ск) - задержание либо вспомогательный, взятый без приготовления и покинутый. без разрешения;
        7) предъём (пм) (примеры 1-7).
        Нек-рые виды Н. з. сходны друг с другом и образуют более крупные классы:
        I - задержание (собственно задержание и апподжиатура, а также скачковый на тяжёлой доле),
        II - проходящий,
        III - вспомогательный (собственно вспомогательный, камбиата, скачковый на лёгкой доле),
        IV- предъём.
        Роль Н. з. могут выполнять выдержанные тоны в верхнем и среднем голосах (пример 8). К Н. з. иногда возникают вторичные Н. з. или Н. з. второго порядка (пример 9). Сочетание Н. з. с аккордовыми иногда звучит как правильный аккорд (его называют мнимым аккордом, см. в примере 10 длительное задержание к мажорному трезвучию, звучащее как минорный нонаккорд; es=dis). Все Н. з. оказываются в конечном счёте (иногда сложным путём) прилегающими к аккордовым, от к-рых они функционально зависят. Существенный функциональный признак Н. з.- реализуемая необходимость их разрешения (см. примеры 1-5, 9-10), чем они отличаются от прибавленных (по Рамо, "ajoutйe") звуков или побочных тонов; скачковые тоны как бы разрешаются звуками аккорда в др. голосах; выдержанные звуки подчиняются закономерностям органного пункта. Разрешение Н. з. может быть и чрезвычайно сложным (А. Н. Скрябин, 4-я соната, часть 1, т. 2). Н. з. возможны одно-врем. в неск. голосах, вплоть до превращения в особого рода аккорды линеарной функции - аккорды-задержания (Л. Бетховен, Adagio 9-й симфонии, тт. 11, 18), проходящие (И. С. Бах, 3-й Бранденбургский концерт, ч. 1, т. 2 от конца), вспомогательные (С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта", No 25, танец с мандолинами), предъёмы (П. И. Чайковский, соната для фп., тт. 1-4). Распространение закономерностей Н. з. (особенно проходящих) на гармонич. последования, пролонгация структурно-опорных гармоний способны украшать и вместе с тем вуалировать фундаментальные гармонич. соединения (напр., ход V-IV в тт. 1-2 прелюдии Скрябина D-dur op. 11). Таблица H. з.:

Литература: Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, вып. 1-2, СПБ, 1884-85, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, то же, М., 1959; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925; Тюлин Ю. Н., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927 (на обл. загл.: Введение...); Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Практический курс гармонии, ч. 2, М., 1935; Riemann H., Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. - Stuttg., 1906, Bd 3, W., 1935, 1956; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937, neue Ausg., 1940; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Карастоянов A., Полифонична хармония, София, 1959 (в рус. пер. - Полифоническая гармония, М., 1964).

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Неаккордовые звуки" в других словарях:

  • Неаккордовые звуки — Неаккордовые звуки, неаккордовые тоны (англ. nonchord tones, nonharmonic tones, нем. akkordfremde Töne, фр. notes étrangères), в учении о гармонии звуки, не входящие в состав аккорда и линеарно зависимые от его тонов. Неаккордовые… …   Википедия

  • Проходящий звук —         (итал. note di passagio, франц. note de passage, англ. passing note, нем. Durchgangsnote) неаккордовый звук на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому (см. Неаккордовые звуки). (Сокращённое обозначение в нотном… …   Музыкальная энциклопедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Генерал-бас —         (нем. Generalbas, итал. basso generale, букв. общий бас) басовый голос с цифрами, обозначающими созвучия в верхних голосах. Др. названия: итал. basso continuo, англ. thorough bass, through bass непрерывный бас. Наз. также цифрованным… …   Музыкальная энциклопедия

  • Побочный тон —         (франц. note ajoutйe, нем. Zusatzton, Zusatz) звук аккорда, не принадлежащий к его структурной основе (прибавленный к ней). В др. трактовке, П. т. неаккордовый звук (т.е. не входящий в терцовую структуру аккорда), к рый приобретает в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Шуман А. —         (Schumann) Роберт Александер (8 VI 1810, Цвиккау 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) нем. композитор и муз. писатель. Род. в семье книгоиздателя. Уже в детстве Ш. проявил разнообразные художеств. дарования, соединённые с… …   Музыкальная энциклопедия

  • Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo  согласовываю)  созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… …   Википедия

  • Фигурация — (от лат. figuratio – придание формы, образное изображение)         в музыке, усложнение музыкальной ткани мелодическими или ритмическими элементами. Гармоническая Ф. – движение одного из голосов, главным образом баса, по звукам аккордов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Предъём —         (итал. anticipazione, франц. и англ. anticipation, нем. Antizipation, Vorausnahme) неаккордовый звук (обычно короткий, на последней лёгкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении П. как бы зеркально… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тон —         (нем. Ton звук, от греч. tonos, букв. напряжение, натяжение) одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий.         1) В муз. акустике часть спектра звука, образованная периодич. колебат. движениями: частичный Т.,… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»