- Монте Ф.
-
(Monte) Филипп де (1521, Мехелен (Малин) - 4 VII 1603, Прага) - франко-фламандский композитор. Предположительно, пел в церк. хоре мальчиков в Мехелене. В 1542-51 жил в Неаполе (муз. воспитатель в семье аристократа). В 1554 опубликовал в Риме первые мадригалы (5-голосные). В 1555-67 придв. музыкант в Лондоне (сблизился с У. Бёрдом), в 1568-1603 гл. придв. капельмейстер в Вене и Праге. М. - крупнейший (после О. Лассо) представитель нидерландской школы позднего Возрождения, выдающийся представитель полифонич. вок. стиля a cappella 16 в., мастер многоголосного мадригала. В раннем периоде творчества испытал влияние К. де Pope и конц. стиля венецианской школы. Для мадригалов М. (на стихи Петрарки, Бембо, Саннадзаро и др.) характерно использование изобразит. мелизматики, регистровых и ритмич. контрастов, широкое применение имитационной полифонии, отд. приёмов декламационности. Среди культовых произв. М. особенно популярны были мессы. Мн. из них, т. н. мессы-пародии, осн. на заимствованном тематич. материале мадригалов, мотетов, шансон Pope, Палестрины, Жоскена Депре, О. Лассо и самого М. Издано св. 1070 светских и 144 духовных мадригала М. (1554-98), 319 мотетов (1572-84), 38 месс, 45 шансон на сонеты П. Ронсара (1575) и др. Мн. произв. остались в рукоп. Изд. "Opera Omnia" (тт. 1-33, 1927-39).
Литература: Doorslaer G. van, La vie et les oeuvres de Ph. de Monte. 1521-1603, Brux., 1921; Einstein A., Ph. de Monte als Madrigalkomponist, в сб.: Kongress-Bericht, Liиge, 1930; его же, The Italian madrigal, v. 2, Princeton, 1949; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, p. 366, 395, 406, 411, 457, 511, 726, 737, 788, 792 и др.; Nuten P., De "Madrigali spirituali" van Filip de Monte, в сб.: Verhandelingen van de Koninklijke Vlaamise Academie voor Wetenschappen, No 14, Brьssel, 1958; его же, De "geestelijke Madrigalen" van F. de Monte, в сб.: Vereniging voor muziekgeschiedenis Antwerpen. Jaarboek, (Antw.), 1959. И. М. Ямпольский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.