- "Могучая кучка"
-
творч. содружество рус. композиторов, сложившееся в кон. 50 - нач. 60-х гг. 19 в. Известно также под назв. "Новая русская музыкальная школа", Балакиревский кружок. В "М. к." входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Временно примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Источником образного наименования послужила статья В. В. Стасова "Славянский концерт г. Балакирева" (по поводу концерта под упр. Балакирева в честь слав. делегаций на Всероссийской этнографич. выставке в 1867), к-рая заканчивалась пожеланием, чтобы слав. гости "навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов". Понятие "Новая русская музыкальная школа" было выдвинуто самими членами "М. к.", считавшими себя последователями и продолжателями дела старших мастеров рус. музыки - М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Во Франции принято назв. "Пятёрка" или "Группа пяти" ("Groupe des Cinq") по числу осн. представителей "М. к.".
"М. к." - одно из вольных содружеств, к-рые возникали в пору демократич. подъёма 60-х гг. 19 в. в разл. областях рус. художеств. культуры с целью взаимной поддержки и борьбы за прогрессивные обществ. и эстетич. идеалы (лит. кружок журн. "Современник", "Артель художников", "Товарищество передвижных художественных выставок"). Подобно "Артели художников" в изобразит. иск-ве, противопоставившей себя официальному курсу Академии художеств. "М. к." решительно выступала против косной академич. рутины, отрыва от жизни и пренебрежения совр. требованиями, возглавив передовое нац. направление в рус. музыке. "М. к." объединила наиболее талантливых композиторов молодого поколения, выдвинувшихся в кон. 50 - нач. 60-х гг., за исключением П. И. Чайковского, к-рый не входил ни в какие группы. Руководящее положение в "М. к." принадлежало Балакиреву (отсюда - Балакиревский кружок). Тесно связан с ней был Стасов, сыгравший важную роль в выработке общих идейно-эстетич. позиций "М. к.", в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов. С 1864 систематически выступал в печати Кюи, муз.-критич. деятельность к-рого во многом отражала взгляды и тенденции, присущие всей "М. к.". Её позиции находят отражение и в печатных выступлениях Бородина, Римского-Корсакова. Центром муз.-просвет. деятельности "М. к." явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах к-рой исполнялись произв. членов "М. к." и близких ей по направлению рус. и заруб. композиторов.
Основополагающими принципами для композиторов-"кучкистов" были народность и национальность. Тематика их творчества связана преим. с образами нар. жизни, историч. прошлого России, нар. эпоса и сказки, древними языч. верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов "М. к." по своим художеств. убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произв. отличаются открыто выраженной социально-критич. направленностью. Нар.-освободит. идеи 60-х гг. получили отражение в творчестве и др. композиторов этой группы (увертюра "1000 лет" Балакирева, написанная под впечатлением статьи А. И. Герцена "Исполин просыпается"; "Песня тёмного леса" Бородина; сцена веча в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова). Вместе с тем у них проявлялась тенденция к известной романтизации нац. прошлого. В древних, исконных началах нар. жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетич. идеала.
Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов "М. к." нар. песня. Их внимание привлекала гл. обр. старинная традиц. крестьянская песня, в к-рой они усматривали выражение коренных основ нац. муз. мышления. Характерные для "кучкистов" принципы обработки нар. песенных мелодий нашли отражение в сб. Балакирева "40 русских народных песен" (составлен Балакиревым на основе собств. записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860). Много внимания уделял собиранию и обработке нар. песен Римский-Корсаков. Нар. песня получила разнообразное преломление в оперном и симф. творчестве композиторов "М. к.". Они проявляли также интерес к фольклору др. народов, особенно восточных. Вслед за Глинкой "кучкисты" широко разрабатывали в своих произв. интонации и ритмы народов Востока и тем самым способствовали возникновению у этих народов собственных нац. композиторских школ.
В поисках правдивой интонац. выразительности "кучкисты" опирались на достижения Даргомыжского в области реалистич. вок. декламации. Особенно высоко оценивалась ими опера "Каменный гость", в к-рой наиболее полно и последовательно осуществлено стремление композитора к воплощению слова в музыке ("Хочу, чтобы звук прямо выражал слово"). Они считали это произв., наряду с операми Глинки, основой рус. оперной классики.
Творч. деятельность "М. к." - важнейший историч. этап в развитии рус. музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-"кучкисты" обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симф. и камерном вок. жанрах. Такие произв., как "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам рус. оперной классики. Общие их черты - нац. характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургич. значение нар.-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симф. творчеству композиторов "М. к.", отсюда большая роль в нём программно-изобразит. и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями рус. нац.-эпич. симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером орк. колорита, в его симф. произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вок. творчестве "кучкистов" тонкий психологизм и поэтич. одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпич. широтой. Менее значит. место в их творчестве занимают камерные инстр. жанры. В этой области произведения выдающейся художеств. ценности были созданы только Бородиным, автором двух струн. квартетов и фп. квинтета. Уникальное место в фп. лит-ре по оригинальности замысла и колористич. своеобразию занимают "Исламей" Балакирева и "Картинки с выставки" Мусоргского.
В своей новаторской устремлённости "М. к." сближалась с передовыми представителями зап.-европ. муз. романтизма - Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы-"кучкисты" творчество Л. Бетховена, к-рого они считали родоначальником всей новой музыки. Вместе с тем в их отношении к муз. наследию добетховенского периода, а также к ряду явлений совр. им заруб. иск-ва (итал. опера, Р. Вагнер и др.) проявились черты одностороннего негативизма и предвзятости. В пылу полемики и борьбы за утверждение своих идей ими высказывались иногда слишком категорические и недостаточно обоснованные отрицат. суждения.
В рус. муз. жизни 60-х гг. "М. к." противостояло академич. направление, центрами к-рого были РМО и Петерб. консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном. Этот антагонизм был до известной степени аналогичен борьбе веймарской школы и лейпцигской школы в нем. музыке сер. 19 в. Справедливо критикуя "консерваторов" за чрезмерный традиционализм и проявлявшееся ими порой непонимание нац.-своеобразных путей развития рус. музыки, деятели "М. к." недооценивали значения систематич. проф. муз. образования. С течением времени острота противоречий между этими двумя группировками смягчалась, они сближались по ряду вопросов. Так, Римский-Корсаков в 1871 вошёл в состав профессоров Петерб. консерватории.
К сер. 70-х гг. "М. к." как сплочённая группа перестала существовать. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в муз. жизни. Но гл. причина распада "М. к." - во внутр. творч. расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогич. деятельности Римского-Корсакова в Петерб. консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций. С ещё большей остротой проявились назревшие в "М. к." расхождения в связи с пост. в 1874 в Мариинском т-ре оперы "Борис Годунов", оценка к-рой членами кружка оказалась не единодушной. Бородин видел в распаде "М. к." проявление естеств. процесса творч. самоопределения и нахождения своего индивидуального пути каждым из входивших в её состав композиторов. "...Так всегда бывает во всех отраслях человеческой деятельности, - писал он в 1876 певице Л. И. Кармалиной. - По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школою, над тем, что человек унаследовал от других". Одноврем. он подчёркивал, что "общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались". "Кучкизм" как направление продолжал развиваться и далее. Эстетич. принципы и творчество "М. к." оказали влияние на мн. рус. композиторов более молодого поколения. С "М. к." преемственно связан Беляевский кружок, к-рый, однако, не обладал присущим ей боевым новаторским запалом и не имел определённой идейно-художеств. платформы.
Литература: Стасов В. В., М. П. Мусоргский, "Вестник Европы". 1881, кн. 5-6; его же, Наша музыка за последние 25 лет, там же, 1883, кн. 10, под назв.: Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894; его же, Искусство XIX века, Собр. соч., т. 4, СПБ, 1906; см. также: Избр. соч., т. 3, М., 1952; А. П. Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи, СПБ, 1889; Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, 1968; его же, Избр. труды, т. 3, М., 1954; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947; его же, Композиторы второй половины XIX века, М., 1945, 1960 (под загл.: Русские композиторы...); Кюи Ц. A., Избр. статьи, Л., 1952; Композиторы "Могучей кучки" об опере, М., 1955; Композиторы "Могучей кучки" о народной музыке, М., 1957; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Гордеева Е. М., Могучая кучка, М., 1960, 1966. Ю. В. Келдыш.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.