- Мерсенн М.
-
(Mersenne) Марен (псевд. - де Сермес; Sieur de Sermes) (8 IX 1588, Уазе, Мен - l IX 1648, Париж) - франц. муз. теоретик, философ, физик, математик. Учился в коллегии иезуитов в г. Ла-Флеш (Анжу) и в Сорбонне (Париж). Был монахом-миноритом. С 1619 работал в Париже, где с 1623 издавал науч. труды, мн. из к-рых частично или полностью поcв. музыке. Широкий круг интересов и глубина знаний привлекали к М. крупнейших учёных разных стран. Он состоял в переписке с Г. Галилеем (перевёл его "Механику"), X. Гюйгенсом, Б. Паскалем, Э. Торричелли, П. Ферма и др. Со мн. учёными-гуманистами М. встречался в Италии, куда выезжал в 1640, 1641 и 1645. В кон. 1640-х гг. в доме М. собиралась группа франц. учёных, к-рая создала основу Парижской академии (организована в 1666). В трактате "Общие вопросы генезиса с точным объяснением текста" дал анализ древней греческой и еврейской музыки. В трактате "Истина наук против скептиков или пирроников" рассматривал музыку как отрасль математики. В "Трактате о всеобщей гармонии..." (1627; впервые под псевд. де Сермес) изложил систему своих взглядов на этич. назначенце музыки. В труде М. о музыке "Книги гармонии" даны анализ природы звука, описание муз. инструментов, изложено учение о консонансе и диссонансе, муз. родах и ладах, о воздействии музыки на человека. Его гл. соч. "Всеобщая гармония" (или "Мировая гармония") - свод знаний о композиции, голосе, пении, о музыке 16 в. Гармонию М. находит во всём, что образует порядок, связь, пропорциональность. Музыка для М. - лишь одна из сфер проявления всеобщей, мировой гармонии; её цель - возвышение человеч. души; зло мира, в частности, состоит в том, что музыка стала использоваться лишь для чувственного наслаждения. Красота музыки (благозвучность - следствие "правильного сочетания консонансов"), по концепции М., есть отражение красоты Вселенной. Учение о композиции М. свидетельствует о знании 4-гол. сложения. В понимании баса как основы гармонии М. предвосхитил Ж. Ф. Рамо. Ладовая система у М. традиционна, однако в трактовке 12 церк. ладов намечались признаки мажоро-минорного мышления. Ряд выдающихся открытий был сделан М. в области акустики: он первым определил скорость распространения звука, установил связь между высотой звука и частотой колебаний звучащего тела; открыл явление обертонов в составе муз. звука ("Всеобщая гармония", 4-я кн., об инструментах, IX). М. принадлежит идея 12-звуковой равномерной темперации. Трактуя мн. муз. проблемы с метафизич. позиций, М., однако, исследовал физич. свойства звука, опираясь на естеств.-науч. основу, что придало науч. характер осн. разделам его теории музыки, имевшей тогда прогрессивное значение. Все труды М. изд. в Париже.
Сочинения: Quaestiones celeberrimae in genesim... (1623); L'analyse de la vie spirituelle et l'usage de la raison (1623); La vйritй des sciences contre les sceptiques ou pyrrhoniens (1625); Traitй de l'harmonie universelle (1627); Harmonicorum libri XII (1635-36, 1648, 1652); Harmonie universelle (1636-37); Cogitata physico-mathe-matica... (1644); Correspondance, P., 1959 (под ред. К. де Варда). Литература: Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932; История европейского искусствознания. От античности до конца 18 в., М., 1963, с. 169-70; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Соstе H. de, La vie du R. P. Marin Mersenne..., P., 1649; Hawkins J., A. general history of the science and practice of music. (1776), v. 1-2, L., 1776, Graz., 1969; Eitner R., Verzeichnis der Druckwerke Mersennes ьber Musik, "Monatshefte fьr die Musikgeschichte", 1891, Jahrg. 23; же, Quellenlexikon, Lpz., 1900-1904; Favаrо A., Amici e correspondenti di Galileo Galilei: Marino Mersenne, Venezia, 1917; Ludwig H., Marin Mersenne und seine Musiklehre, Halle-Saale - В., 1935; Hyde F. В., The position of Marin Mersenne in the history of music, New Haven, 1954 (diss.). Ю. H. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.