Мангеймская школа

Мангеймская школа
        нем. творческое и исполнительское направление, сыгравшее в кон. 18 в. важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венской классической школе. Сложилась в Мангейме (курфюршество Пфальц в Баварии), где к сер. 18 в. придв. капелла объединила ряд первоклассных музыкантов - композиторов и исполнителей (гл. обр. скрипачей и виолончелистов), определивших характерный исполнительский стиль оркестра и в значит. степени создавших для него новый репертуар. На формирование творч. и исполнительского стиля М. ш. оказала влияние чеш. муз. культура (в капелле было много чехов). В 1745-57 рук. капеллы был скрипач и композитор чеш. происхождения Я. Стамиц, способствовавший творч. самоопределению М. ш. Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) отличался сыгранностью, своеобразием приемов исполнения, подчиненных задачам новой экспрессивности. Современники отмечали особые "мангеймские манеры": характерное подчёркивание динамич. контрастов, пристрастие к динамич. нарастаниям (большие, длительные crescendo) и затуханиям (diminuendo), а также выделение определённых мелодич. оборотов ("мангеймские вздохи" - задержания) и излюбленных типов украшений. По своему общему направлению М. ш. стояла ближе всего к сентиментализму 18 в. Её выразительные средства подчёркивали гл. обр. чувствительно-патетич. начала в инстр. музыке. Одноврем. в М. ш. проявились и стилевые черты рококо.
        В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в разл. творч. направлениях, ведущих к симфонизму: в старинной итал. скрипичной и трио-сонате, в оркестровой сюите, в увертюрах (особенно в итал.), в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симф. тематизм. ("Симфонией" ко времени М. ш. называлась итал. оперная увертюра, ещё не вполне отпочковавшаяся от оперы, но исполнявшаяся также и отдельно.) Создавая свою трактовку цикла, М. ш. подготовила классич. симфонию, определив художеств. функцию каждой из её 4 частей (именно этому в конечном счёте и служили многие из тех приёмов, к-рые получили назв. "мангеймские манеры"). У мангеймских авторов симфония превратилась в самостоят. оркестровое произв., чаще всего в 4 частях (allegro, andante, менуэт, финал), с характерным для каждой из них тематич. обликом, с откристаллизовавшимися темами-образами.
        Среди многочисл. авторов мангеймских симфоний (и одноврем. участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Дж. Тоэски, Карл Стамиц (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Несмотря на большой круг мастеров, М. ш. сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классич. школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние М. ш. оказала на молодого В. А. Моцарта.

Издания: "Denkmдler der Tonkunst in Bayern", 1902, Bd 3; 1906, Bd 7; 1907, Bd 8; 1914, Bd 15; 1915, Bd 16.

Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 592-600; Конен В., Театр и симфония, М., 1968; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, 1909; его же, Die Dynamik der Mannheimer Schule, "ZfMw", 1919-1920; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 3, Lpz., 1913; Reese W. H., Grundsдtze und Entwicklung der Instrumentation der vorklassischen und klassischen Symphonie, В., 1939 (Diss.); Larsen J. P., Zur Bedeutung der "Mannheimer Schule", в кн.: Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag am 7. Juli 1962, Regensburg, 1962; Newman W. S., The Sonata in the Classic era, Chapel Hill, (1963); De Stwo1inski G. В., The Mannheim symphonists: their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, (Rochester), 1966.

T. H. Соловьёва.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Мангеймская школа" в других словарях:

  • Мангеймская школа — направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Мангейме в середине XVIII в. на основе деятельности оркестровой капеллы (Я. и К. Стамицы, Ф. К. Рихтер, А. Фильц, И. К. Каннабих и другие музыканты, главным образом чешского происхождения).… …   Энциклопедический словарь

  • МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА — направление в немецкой музыке, сложившееся в 18 в. в Мангейме (Я. Стамиц, Ф. К. Рихтер, И. К. Каннабих и др.). Композиторы мангеймской школы ввели в симфоническую музыку и практику ее исполнения длительные динамические нарастания (крещендо) и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мангеймская школа —         творческое направление в музыке, сложившееся в 18 веке в Мангейме. См. Германия, раздел Музыка …   Большая советская энциклопедия

  • Гамбургская и мангеймская школы — Веймарской школе режиссуры и актерского искусства, стоявшей на классицистических позициях, противостояла гамбургская школа, возглавлявшаяся великим актером и режиссером Ф. Л. Шредером (1744 1816). Работая в Гамбурге и Вене, он провел в немецком… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Мангейм — У этого термина существуют и другие значения, см. Мангейм (значения). Город Мангейм Mannheim Герб …   Википедия

  • Маннхайм — Город Мангейм Mannheim Герб …   Википедия

  • Манхайм — Город Мангейм Mannheim Герб …   Википедия

  • Моцарт Вольфганг Амадей — (Mozart) (1756 1791), австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск»,… …   Энциклопедический словарь

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Стамиц Я. В. А. —         (Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки Брод, ныне Гавличкув Брод, Чехия 27 III 1757, Мангейм) чеш. композитор, скрипач, дирижёр. С 6 летнего возраста учился игре на скрипке у отца Антонина Игнаца С …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»