Мадригальная комедия

Мадригальная комедия
        драматический мадригал, - принятое в совр. лит-ре обозначение муз. жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. и представлявшего собой хор. композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем. Сюжеты - бытовые, часто гротескно- сатирические, с традиционными персонажами нар. комедии дель арте. В музыке М. к. из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. разновидности многогол. песен. Предполагают, что М. к. содержали и пантомимное воспроизведение действия. В то же время О. Векки, один из основателей этого жанра, указывал, что его "Амфипарнас" должен восприниматься "не через глаза, а через уши". Среди композиторов, писавших М. к., - А. Стриджо, Дж Кроче, А. Банкьери, Дж. Торелли. Наиболее ранняя М. к. - "Болтовня женщин за стиркой" ("Il cicalamento delle donne al bucato", 1567) Стриджо явилась прототипом позднейших образцов этого жанра (содержит комич. и драм. эпизоды, сгруппированные в 5 частей: 1-я часть - 4-голосная, остальные - 7-голосные; особенно интересны диалоги, образованные разл. комбинациями голосов). Кроче принадлежат две М. к. (с текстами на венецианском диалекте): "Приятные маскарады" ("Mascarate piacevoli", 1590) и "Музыкальная панацея" ("Тriаса musicale", 1595), в к-рых вслед за Стриджо он использует нар. песни и звукоподражат. приемы для достижения комич. эффекта. Выдающаяся М. к. - "Предгорье Парнаса" Векки ("Amfiparnaso", исп. 1594, Модена, изд. 1597, Венеция). Ее сюжет варьирует обычные ситуации комедии дель арте. Разнообразны муз. приёмы - от хор. речитатива до полноценной полифонии. Пользуясь исключительно средствами хора, Векки создаёт яркие характеристики персонажей. В др. своей М. к. - "Сьенские вечеринки, или Различные настроения, показанные современной музыкой" ("Veglie di Siena ovvero i Varii humori della musica moderna", 1604) наряду с характерными карикатурными сценками Векки рисует весёлость, меланхолию, скорбь, учтивость, коварство, искренность и т. п.
        Последователем Векки был Банкьери - автор ряда популярных М. к.: "Старческое сумасбродство" ("La pazzia senile", 1598), "Музыкальная смесь" ("Zabaione musicale", 1603), "Юношеское благоразумие" ("Prudenza giovanile", 1607), "Представление в масленицу" ("Il festino nella sera del giovedi grasso avanti cena", 1608) и др. Пример пасторальной трактовки этого жанра - М. к. "Верные возлюбленные" ("Fidi amanti", 1600) Торелли.
        M. к. - блестящее свидетельство достижений хор. иск-ва Позднего Возрождения. В М. к. нашёл обобщение долгий и многосторонний опыт музыкантов в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты, виллоты, вилланеллы, balletti), подражании явлениям природы, создании комич. и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а также драматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождающейся оперы.

Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 160; Dent E. J., The "Amfiparnaso" of O. Vecchi, "The Monthly Musical Record", 1906, (v.) 36; Krоуеr Th., Dialog und Echo in der alten Chormusik, "JbP", 1910, (Jahrg.) 16; Ho1 J. C., Horatio Vecchis weltliche Werke, в кн.: Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen, (Bd) 13, Stras., 1934; Einstein A., The Italian madrigal, Princeton, (New Jersey), 1949; Reese G., Music in the Renaissance,N. Y., 1954, p. 433-37.

T. H. Дубравская.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Мадригальная комедия" в других словарях:

  • Векки, Орацио — Орацио Векки итал. Orazio Vecchi …   Википедия

  • Стриджо, Алессандро (старший) — Алессандро Стриджо (Alessandro Striggio; Мантуя, ок. 1536 1537 или 1540 год  Мантуя, 29 февраля 1592 года)  итальянский композитор позднего Возрождения; автор мадригалов и театральной музыки, сочетал жанры, создавая мадригальные комедии …   Википедия

  • Театральная музыка —         музыка к спектаклям в драм. театре, в синтезе с др. видами иск ва участвующая в сценич. воплощении драмы. Музыка может быть предусмотрена драматургом, и тогда она, как правило, мотивирована сюжетом и не выходит за рамки бытовых жанров… …   Музыкальная энциклопедия

  • commedia — ит. [коммэ/диа] комедия ◊ commedia madrigalesca [коммэ/диа мадригале/ска] мадригальная комедия …   Словарь иностранных музыкальных терминов

  • Векки О. —         (Vecchi) Орацио (крещён 6 XII 1550, Модена 19 II 1605, там же) итал. композитор. Священник. Был капельмейстером гор. капелл в Сало (1581 84) и в Модене (1583 86). В 1586 96 руководил капеллой гор. собора и преподавал музыку в Модене.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Возрождение —         Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в развитии стран Зап. и Центр. Европы (сер. 15 16 вв., в Италии с 14 в.), в течение к рой совершился переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В. связано с… …   Музыкальная энциклопедия

  • Hortus Musicus — (Luxembourg, 2008) Hortus Musicus (лат. Музыкальный сад)  эстонский музыкальный ансамбль, созданный в 1972 по иниц …   Википедия

  • Банкьери, Адриано — Адриано Банкьери Adriano Banchieri …   Википедия

  • commedia madrigalesca — ит. [коммэ/диа мадригале/ска] мадригальная комедия см. также commedia …   Словарь иностранных музыкальных терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»