- Львов А. Ф.
-
Алексей Фёдорович (25 V (5 VI) 1798, Таллин - 16 (28) XII 1870, имение Романь, близ Каунаса) - рус. скрипач, композитор, дирижёр, муз. писатель и обществ. деятель. Сын Ф. П. Львова. Получил в семье хорошее муз. воспитание. В 7-летнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах. Обучался у мн. педагогов, в т. ч. у Ф. Бёма; по композиции брал уроки у И. Г. Миллера. В 1818 окончил Ин-т путей сообщения, работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. С 1826 флигель-адъютант. В 1833 получил известность как автор музыки нового рус. нац. гимна.
Л. - крупнейший представитель рус. скрипич. иск-ва 1-й пол. 19 в. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публич. концертах, он, музицируя в кружках, салонах меценатов, на благотворит. вечерах, прославился как замечат. виртуоз. Лишь во время путешествий за границей выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, высоко ценившими исполнит. мастерство Л. - солиста и ансамблиста. Последователь классич. школы, Л. изложил осн. начала скрипич. игры в брошюре "Советы начинающему играть на скрипке", к к-рой приложил собств. "24 каприса", не утерявших художеств.-педагогич. значения. С 1835 в доме Л. проходили еженедельные квартетные собрания. Возглавляемый им струн. квартет (Л., В. Л. Маурер, Г. Вильде, Матв. Ю. Виельгорский) получил широкую известность. Славились и симф. концерты, устраивавшиеся Л., ставшие основой созданного им "Концертного общества" (1850). В 1837-61 Л. - директор Придв. певч. капеллы. В этот период повысился художеств. уровень исполнения хора капеллы (в 1837-39 её капельмейстером был М. И. Глинка), при ней были учреждены в 1839 инстр. классы, издан употреблявшийся православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в 4-голосной гармонизации (выполнена впервые под рук. Л.; в связи с этой работой Л. был написан теоретич. трактат "О свободном или несимметричном ритме").
Композиторское творчество Л. эклектично. Традиции рус. муз. культуры сочетаются в нём с сильными итал. и в особенности нем. влияниями. Наиболее значительные произв.: концерт для скрипки с оркестром, увертюра к опере "Ундина" (была заново оркестрована М. А. Балакиревым). Л. принадлежит обработка оратории "Стабат Матер" Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале написано без хора). Оперы Л. ("Бьянка и Гвальтьеро", 1844, "Ундина", 1848, и др.) успеха не имели.
Литературные сочинения: Несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения, М., 1850; О церковных хорах, СПБ, 1853; О свободном или несимметричном ритме, СПБ, 1858; Советы начинающему играть на скрипке (с приложением 24 каприсов), СПБ, 1859; Записки, "Русский архив", 1884, кн. 2, No 4, с. 225-60, кн. 3, No 5, с. 65-114, и др. Литература: Берс A., A. P. Львов как музыкант и композитор, СПБ, 1900; Привалов H., A. P. Львов как европейски известный скрипач. Муз.-теоретич. исследование, "Музыка и пение", 1913, No 1-2; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, т. 1, М., 1951, гл. 13. И. М. Ямпольский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.