Лейпцигская школа

Лейпцигская школа
        направление в нем. музыке, возникшее в сер. 19 в. в тесной связи с деятельностью Лейпцигской консерватории. К Л. ш. принадлежали в основном педагоги консерватории, группировавшиеся вокруг основателя Лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона: И. Мошелес, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман. Восприняв новые романтич. веяния, Л. ш., однако, отвергала наиболее смелые и радикальные проявления романтич. новаторства, принципы и характер творч. деятельности её представителей сложились в русле умеренного романтизма и классических традиций. Ведущее значение при этом имели эстетические взгляды, деятельность и творчество Мендельсона. Представители Л. ш. опирались в своём творчестве на композиционные средства немецкой классич. музыки, на нац. бытовые жанры. Л. ш. способствовала подъёму нем. муз. культуры в трудных условиях политич. раздробленности и провинциальной отсталости. Большую роль сыграла пропаганда Л. ш. муз. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Композиторы Л. ш. обогатили репертуар любительского музицирования множеством несложных, национально ярких произв. - песен, вок. ансамблей, хоров, фп. и скр. пьес.
        Во 2-й пол. 19 в. в Л. ш. стали преобладать консервативные тенденции, выявилась её ограниченность. В творчестве представителей Л. ш. почти не отразились события бурж.-демократич. Революции 1848-49. Возглавившие школу эпигоны Мендельсона - К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Р. Фолькман и др. выдвинули на первое место вопросы чистоты стиля и формы. Среди крупных теоретиков - представителей Л. ш. - М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер.
        В условиях борьбы направлений, развернувшейся накануне объединения Германии (1850-60-е гг.), Л. ш. превратилась в оплот муз. академизма, противостоявший новаторским устремлениям Р. Вагнера и веймарской школы, возглавлявшейся Ф. Листом. В этот период особенно сказалось отсутствие в рядах Л. ш. крупной творч. индивидуальности. Наиболее близким к лучшим традициям Л. ш. было творчество И. Брамса. К нач. 20 в., когда определяющими для развития нем. музыки факторами становятся традиции Р. Вагнера и И. Брамса, Л. ш. утратила своё значение как самостоят. направление.

Литература: Друскин М., История зарубежной музыки второй половины XIX в., М., 1963, с. 6-13;Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 288-90, 293-94; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди..., пер. с нем., М., 1966; Kneschke E., Das Conservatorium der Musik in Leipzig, Lpz., (1868); Festschrift zum 75-jдhrigen Bestehen des Kцniglichen Konservatoriums der Musik zu Leipzig, Lpz., 1918; Heyer H., Festschrift zum 175-jдhrigen Bestehen der Gewandhauskonzerte, Lpz., 1956.

Г. В. Крауклис.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Лейпцигская школа" в других словарях:

  • лейпцигская школа — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10 х до середины 30 х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», Вундтовской… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА — направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма, пропагандировала творчество И. С …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА — см. Целостная психология …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лейпцигская Школа — психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10 x гг. ХХ в. и просуществовавшее до середины 30 х. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, Х. Фолькельт , Ф.&n …   Психологический словарь

  • Лейпцигская школа — I смотри «Целостная психология». II направление в немецкой музыке середины XIX в., связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального… …   Энциклопедический словарь

  • лейпцигская школа первая — см. первая Лейпцигская школа Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (музыкальное направление) — ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА, направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма,… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (см. Целостная психология) — ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА, см. «Целостная психология» (см. ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) …   Энциклопедический словарь

  • Лейпцигская школа —         творческое направление в немецкой музыке 19 в.; см. Германия, раздел Музыка …   Большая советская энциклопедия

  • Первая Лейпцигская Школа — психологическое направление, возникшее в 1879 г. в Лейпциге и связанное с В. Вундтом . Вундт исходил из того, что психология сначала должна изучить элементы переживаний и поведения, лишь после чего может подойти к осознанному их синтезу. В этом… …   Психологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»