Кю


Кю
        кирг. нар. инстр. пьесы, исполняемые на комузе, кыяке, сурнае. Наиболее развиты пьесы для комуза. К. обычно программны. В них находят воплощение темы эпич. сказаний, легенд, историч. событий, картин природы - "Семетей-К." (имя эпич. героя), "Кетбука" (имя монг. хана), "Ала-Тоо" (назв. горного хребта). Большой популярностью пользуются К., повествующие о явлениях сов. действительности: "Колхозный камбаркан", "Женит" ("Победа"), "Жаш тилек" ("Молодая мечта").
        Для К. характерна импровизационное исполнения. В его основе - одна или неск. небольших тематич. попевок, к-рые подвергаются активному вариантно-вариационному развитию. В К. встречаются 2-, 3-частные рондообразные формы. Применяются диатонич. лады, наиболее употребительны миксолидийский и ионийский. Часто используются узкообъёмные лады мажорного наклонения с субквартой. В отличие от казахских кюйев, с к-рыми они имеют много общего, для кирг. К. пентатоника не свойственна. Большинство К. имеет активный динамический характер, обусловленный ритмич. чёткостью и импульсивностью. Часто к концу исполнения темп ускоряется; в процессе развития размер меняется. К. бывают двухголосны и трёхголосны, господствует верхняя мелодич. линия, второй и третий голоса выполняют, как правило, функцию органного пункта. Эпизодически используется движение параллельными квартами или квинтами. Наиболее употребительны жанровые разновидности К.: камбаркан, ботой, шынгырама и кербез. Часто к этим традиционным названиям жанров добавляются словесные определения, конкретизирующие содержание К., напр.: "Салтанат камбаркан" ("Торжественный камбаркан"), "Жаш кербез" ("Молодёжный кербез").
        Исполнит. культура К. имеет давние традиции. В 19-20 вв. были известны певцы-музыканты: Куренкей, Белек, Ниязалы, Мураталы, Токтогул. В сов. время инструментальное иск-во получило дальнейшее развитие в творчестве нар. музыкантов: К. Орозова, И. Туманова, А. Огонбаева, Ш. Шеркулова. Мн. К. служат основой рапертуара Кирг. оркестра нар. инструментов им. К. Орозова. Для него сочиняют и проф. композиторы: Н. Давлесов ("Жол-жорго" - "Иноходец"), К. Молдобасанов ("Комуз-К."). Муз. темы К. широко претворяются в творчестве проф. кирг. композиторов.

Литература: Затаевич A. B., 250 киргизских инструментальных пьес и напевов, (М.), 1944; его же, Киргизские инструментальные пьесы и напевы, М., 1971; Беляев В. М., Киргизская народная музыка, "СМ", 1939, No 6; Смирнов М., Творчество Мураталы Куренкеева, там же, 1949, No 2; Виноградов В. С., 100 киргизских песен и наигрышей, М., 1956; его же, Киргизская народная музыка, Фр., 1958; его же, Токтогул Сатылганов и киргизские акыны, М.-Л., 1952; его же, Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; его же, Киргизские народные музыканты и певцы, М., 1972; Слезко А. Е., К вопросу о форме киргизской инструментальной музыки, в сб.: Национальное и интернациональное в искусстве, (Фр.), 1973.

А. Е. Слезко.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Синонимы: