- Конюс Г. Э.
-
Георгий Эдуардович (1(13) X 1862, Москва - 28 VIII 1933, там же) - сов. музыкальный теоретик, композитор, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1927). Сын Э. К. Конюса. В 1881-89 учился в Моск. консерватории у П. А. Пабста (фп.), но вследствие заболевания рук оставил пианистич. специальность; в 1889 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. С. Аренского (теорией занимался у С. И. Танеева). С 1891 преподавал там же гармонию и инструментовку; в 1899 был уволен из Моск. консерватории из-за конфликта с директором консерватории В. И. Сафоновым. С 1902 профессор Муз.-драм. уч-ща при Моск. филармонич. об-ве (в 1904-05 директор). В 1905 уволен из уч-ща по политич. причинам (выступал за автономию консерватории). В 1912-19 профессор композиции Саратовской консерватории (в 1917-19 ректор). В 1920-33 профессор кафедры анализа форм (в 1922-29 декан композиторского ф-та) Моск. консерватории. Среди учеников К. - Н. К. Метнер, А. Н. Скрябин, С. Н. Василенко, Ю. С. Сахновский, К. С. Сараджев, В. В. Пасхалов, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, Б. Э. Хайкин, В. Э. Ферман, Д. Р. Рогаль-Левицкий, B. В. Хвостенко. В 1900-1910-е гг. участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. ун-те, муз.-научного кружка (с 1908 - "Музыкально-теоретическая библиотека"). В 1921-31 возглавлял лабораторию метротектонич. анализа при ГИМНе. В 1886-1912 выступал как муз. критик в газ. "Московские ведомости", а также "Русское слово", "Новости дня" и др.
Автор муз. произв., в т.ч. балета "Даита" (1896), для хора и оркестра - "Гимна труду" (1912), гимна "1917 год", симф. и камерных соч., романсов. Его сюита для оркестра с хором "Из детской жизни" (1893) и симф. картина "Лес шумит" (1890) вызвали горячее одобрение П. И. Чайковского.
К. является создателем теории метротектонизма, принадлежащей к наиболее оригинальным муз.-научным концепциям (наряду с теориями Б. Л. Яворского, C. И. Танеева и Г. Л. Катуара), выдвинутым рус. муз. теорией нач. 20 в. К. исследовал в основном лишь одну сторону муз. целого - временные отношения, считая найденный им "закон равновесия временных величин" абсолютным, в равной мере касающимся как нар. песни, так и произв. совр. композиторов. К. принял в качестве основы своей теории не "покровные", а "скелетные" цельности (термины К., разница между тем и другим подобна различию мотива и такта).
Л. Бетховен. 5-я симфония, 3-я часть.
К. показал значение временных пропорций (в тактовых соотношениях) для муз. формы как целого. Согласно его теории, временные единицы 2-й половины формы (или в нек-рых случаях - крупной её части) отражают соответствующие им единицы 1-й половины. Математич. точность пропорций выражает отточенность формы, необходимую для всякого художеств. произв. независимо от его содержания. К. осветил один из аспектов проявления в музыке основных общих эстетич. законов - меры, симметрии (в широком смысле слова, а не только как зеркальности), гармонич. ("кристаллического" - термин К.) порядка и обосновал один из т.н. точных методов в музыковедении, помогающий вскрыть структурные закономерности в музыке (см. схему). Однако теория К. страдала абсолютизацией временных отношений, недостаточностью историко-генетич. и эстетич. обоснований, сложностью, многозначностью принципов членения формы, чрезмерной прямолинейностью в конкретизации концепционных положений, натяжками. Это вызвало критику теории метротеклонизма со стороны рус. и заруб. музыковедов. К. критиковал (отчасти необоснованно) концепции метра и формы 19 в. (Р. Вестфаля, X. Римана, Э. Pраута).
К. перевёл (с рукописи) "Руководство к практическому изучению инструментовки" Э. Гиро (М., 1892). Ряд работ К. (рукоп.) хранится в Гос. центр. музее муз. культуры им. М. И. Глинки (в т.ч. гл. его труд - "Эмбриология и морфология музыкального организма").
Схема увертюры к опере "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта. Сочинения: Сборник задач... для практического изучения элементарной теории музыки, М., 1892; Пособие к практическому изучению гармонии..., М., 1894; Задачник по инструментовке, ч. 1-3, М., 1906-1909; Метротектоническое исследование проблемы музыкальной формы..., "Музыкальная культура", 1924, No 1, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; О метротектоническом разрешении проблемы музыкальной формы, "Музыкальная культура", 1924, No 3; Adagio sostenuto сонаты Бетховена op. 27, No 2 метротектоническом освещении, "Музыкальное образование", 1927, No 1-2, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; Шуберт и музыкальные формы, в сб.: Венок Шуберту. 1828-1928, М., 1928; Курс контрапункта строгого письма в ладах, М., 1930; Синтаксис музыкальной речи, "Пролетарский музыкант", 1930, No 4, 1932, No 4; Критика традиционной теории в области музыкальной формы, М., 1932; Метротектоническое исследование музыкальной формы, М., 1933; Научное обоснование музыкального синтаксиса, М., 1935; Анализ Adagio Патетической сонаты Бетховена, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965, в сб.: Из истории советской бетховенианы, М., 1972. Литература: Карасёв П., Лекция Г. Э. Конюса о музыкальной форме, "РМГ", 1908, No 10; Ферман В., О принципах метротектонизма, "Музыкальное образование", 1928, No 2; его же, Памяти Г. Э. Конюса, "СМ", 1933, No 5; Мазель Л. A., О метротектонизме, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8; Крылов П. Д., Г. Э. Конюс..., М., 1932; Мазель Л., Rыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М., 1939; Хвостенко В. В., Г. Э. Конюс и Б. Л. Яворский, "Советский музыкант", 1962, 12 дек., No 37-38; Г. Э. Конюс. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1965; Рогаль-Левицкий Д. Р., Г. Э. Конюс, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966. Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.