Контрабас


Контрабас
        (итал. contrab(b)asso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass) - самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по звучанию струнный смычковый муз. инструмент. Непосредств. предшественницей К. была контрабасовая виола да гамба со строем:
И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.
        появившаяся в сер. 16 в. (впервые изображена на картине П. Веронезе "Пир в Кане", 1562). В сер. 17 в. итал. мастер М. Тодини, устранив у этого инструмента 5-ю (нижнюю) струну и лады на грифе, создал новый 4-струнный инструмент - К. со строем (звучит октавой ниже написания):
И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.
        Впервые К. был применён в оркестре в 1701 (по др. данным, в 1699) комп. Дж. Альдровандини при пост. его оперы "Цезарь Александрийский". Затем в течение долгого времени К. почти не использовался в оркестре (басовый голос исполнялся виолончелями вместе с др. более низкими по звучанию инструментами - 6-струнным виолоне или церк. басом). Так, например, в оркестровых произв. И. С. Баха партия К. (обозначена Violone grosso) присутствует лишь в "Бранденбургском концерте" и кантатe "Was mir behagt". Обязательным участником оркестра К. становится с сер. 18 в. В это же время появляются и солисты-контрабасисты. С использованием этого инструмента как сольного связано возникновение нового, более звучного 3-струнного К. Во Франции он строился по квинтам (октавой ниже виолончели, но без нижней струны до), в Италии, Англии по квартам (как и 4-струнный К., но без нижней струны ми). В начале 19 в. чешские музыканты выработали новые методы игры на К., позволившие употреблять и для оркестровой и для сольной игры один 4-струнный тип инструмента. Для усиления звучания при игре соло представители Пражской школы вводили так называемый "сольный строй" (на тон выше натурального).
        В 1850 (по др. данным, в 1848) франц. мастер Ж. Б. Вильом построил громадный К. (высота 4 м), названный им "октобас". В наст. время для расширения диапазона и получения дополнит. нижних звуков (до с и h) применяются либо клапанный механизм, "удлиняющий" нижнюю струну, либо 5-струнные инструменты. Особенно широко употребляется К. в оркестре и ансамбле. При сольном исполнении и в ансамбле играют на нём обычно стоя, в оркестре - сидя на спец. высоких стульях или табуретах. С сер. 20 в. К. обычно оснащается металлическими струнами. Для К. писали Й. Гайдн, Ф. А. Хофмайстер, И. Шпергер, К. Диттерсдорф, В. Пихль, Я. Ваньхаль, А. Капуцци; совр. композиторы - П. Хиндемит, Э. Тубин, Л. Вальцель, X. Хенце, С. Б. Порадовский, Р. М. Глиэр, Ю. А. Левитин, А. В. Богатырёв и др. Камерные соч. с участием К. создали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев и др. Среди солистов-контрабасистов (почти все они - авторы произв. для К.) - Д. Драгонетти, Дж. Боттезини (Италия), Э. Нанни (Франция), Э. Маденский (Австрия), И. Прюннер (Румыния), Г. Галлиньяни (Италия), С. А. Кусевицкий (Россия), в СССР - И. Ф. Гертович, Р. М. Азархин и др. Большой вклад в развитие педагогики и методики игры на К. внесли Дж. Боттезини, В. Хаузе, И. Грабье, Ф. Симандль, Ф. Черни, А. Финдейзен, Э. Нанни, Л. Монтаг, А. А. Милушкин, В. В. Хоменко. Вопросом последовательного использования расширенной (4- и 5-пальцевой) аппликатуры занимались К. Франке, Ф. Варнеке, Н. В. Савченко, В. К. Бездельев.

Литература: Warneke F., "Ad infinitum". Der Kontrabass. Seine Geschichte und seine Zukunft Probleme und deren Lцsung zur Heilung des KontrabaЯspieles, Hamburg, 1909; Elgаr R., Introduction to the Double Bass, Sussex, 1960; Rlanyavsky A., Geschichte des Kontrabasses, Tutzing, 1970; Контрабас. История и методика, M., 1974.

Б. В. Доброхотов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Синонимы:

Смотреть что такое "Контрабас" в других словарях:

  • контрабас — контрабас …   Орфографический словарь-справочник

  • КОНТРАБАС — самый большой и самый низкий по звучанию из современных струнных инструментов. Существует в двух видах: немецкий, сохраняющий покатые плечи и некоторые другие особенности ренессансных виол (это единственный используемый и поныне в симфоническом… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНТРАБАС — Самый большой из струнных инструментов, в форме скрипки, производящий самые густые, низкие звуки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНТРАБАС большой струнный музык. инструмент, самый большой и самый… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Контрабас — Контрабас. КОНТРАБАС [итальянское contrab(b)asso], 1) самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в середине 17 в. на основе контрабасовой виолы да гамба. Использовался как ансамблевый, с 18 в.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • контрабас — бас, инструмент, субконтрабас, тромбон Словарь русских синонимов. контрабас сущ., кол во синонимов: 5 • бас (16) • …   Словарь синонимов

  • КОНТРАБАС — (итал. contrabbasso) самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. на основе контрабасовой Виолы да гамба (см. Виолы) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНТРАБАС — КОНТРАБАС, контрабаса, муж. (итал. contrabasso) (муз.). Музыкальный струнный смычковый инструмент самого низкого регистра, по форме похожий на скрипку очень больших размеров. Играть на контрабасе. Соло для контрабаса. Толковый словарь Ушакова.… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОНТРАБАС — КОНТРАБАС, а, муж. Самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. | прил. контрабасный, ая, ое и контрабасовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Контрабас — (ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [названиестаринного 3струнного К.], фр. contrebasse, нем. Contrabasse) большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Типом как для К.,так для скрипки и виолончели послужил струнный инструмент… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Контрабас — У этого термина существуют и другие значения, см. Контрабас (значения). Контрабас …   Википедия

  • контрабас — I. КОНТРАБАС I а, м. contre basse f. 1. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, входящий в состав симфонического оркестра. БАС 1. Продаются всякие музыкальные инструменты, а именно клавикорды,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Контрабас, Патрик Зюскинд. Пьеса "Контрабас" - первое произведение выдающегося немецкого писателя Патрика Зюскинда, автора знаменитого "Парфюмера" . После премьеры в Мюнхене она стала одной изсамых популярных в Европе.… Подробнее  Купить за 250 руб
  • Контрабас (аудиокнига MP3), Патрик Зюскинд. Пьесу о забавном, одиноком неудачнике читает народный артист России Анатолий Равикович. Своего героя актер охарактеризовал так: "... мечтателен и доверчив, а это важно для меня" . Патрик… Подробнее  Купить за 238 руб аудиокнига
  • Контрабас, Патрик Зюскинд. Пьеса КОНТАРБАС — первое произведение выдающегося немецкого писателя Патрика Зюскинда. После премьеры в Мюнхене она стала одной из самых популярных в Европе и досих пор не сходит со сцены.… Подробнее  Купить за 230 руб
Другие книги по запросу «Контрабас» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.