Алфавит музыкальный

Алфавит музыкальный
        буквенная система обозначения звуков разл. высоты. Возникла не позднее 3 в. до н.э. в Др. Греции, где существовали две системы А. м. В более раннюю инстр. систему входили буквы греч. и финикийского алфавитов. В более поздней вок. системе использовались только греч. буквы в алфавитном порядке, соответствовавшем нисходящему звукоряду.
        Др.-греч. буквенная нотация употреблялась в Зап. Европе до 10 в. В период раннего средневековья возник и применялся наравне с ней способ обозначения звуков буквами лат. алфавита. Вначале диатонич. звукоряд, состоявший из двух певч. октав (А - а), обозначался буквами от А до Р. Позднее стали применять лишь первые семь букв. При этом способе нотация была следующей: А, В, С., D, E, F, G; а, b, с, d, e, f, g, aa. Позднее этот звукоряд был дополнен снизу звуком соль большой октавы, обозначавшимся буквой g (гамма) греческого алфавита. II ступень осн. звукоряда стала применяться в двух видах: высокая - звук си, называлась В durum (лат. - твёрдое) и обозначалась квадратным начертанием (см. Бекар); низкая - звук си-бемоль, называлась В mollis (лат. - мягкое) и обозначалась округлым начертанием (см. Бемоль). Со временем звук си стал обозначаться лат. буквой Н. После 12 в. ср.-век. система буквенной нотации была вытеснена невменным письмом и хоральной нотацией, однако в 14-18 вв. она возродилась в различных вариантах в органных и лютневых табулатурах.
        В настоящее время диатонический звукоряд в пределах октавы имеет следующее буквенное обозначение:
        В странах англ. языка эта система применяется с одним отступлением - сохранилось старинное обозначение звука си буквой b; си-бемоль при этом обозначается b flat (си мягкое).
        Для записи знаков альтерации к буквам добавляются слоги: is - диез, es - бемоль, isis - дубль-диез, eses - дубль-бемоль. Исключение составляют звук си-бемоль, за к-рым сохранилось обозначение буквой b, звуки ми-бемоль и ля-бемоль, обозначающиеся соответственно слогами es и as. До-диез - cis, фа-дубль-диез - fisis, ре-бемоль - des, соль-дубль-бемоль - geses.
        В странах англ. языка диез обозначается словом sharp, бемоль - словом flat, дубль-диез - словами double sharp, дубль-бемоль - словами double flat, до-диез - с sharp, фа-дубль-диез - f double sharp, ре-бемоль - d flat, соль-дубль-бемоль - g double flat.
        Звуки большой октавы обозначаются прописными буквами, а малой - строчными. Для звуков других октав к буквам добавляются цифры или чёрточки, соответствующие по числу названиям октав:
        до первой октавы - с1 или с'
        ре второй октавы - d2 или d"
        ми третьей октавы - е3 или е "'
        фа четвёртой октавы - f4 или f""
        до пятой октавы - с5 или с " "'
        си контроктавы - Н1 или 1Н, или Н
        ля субконтроктавы - А2 или А, или
        Для обозначения тональностей к буквам добавляются слова: dur (мажор), moll (минор), причём для мажорных тональностей используются прописные буквы, а для минорных - строчные, например C-dur (до мажор), fis-moll (фа-диез минор) и т.п. При сокращённом способе написания прописные буквы (без добавлений) обозначают мажорные тональности и аккорды, а строчные - минорные.
        С введением в муз. практику линейной нотной системы А. м. утратил своё первоначальное значение и сохранился как вспомогат. средство обозначения отд. звуков, аккордов и тональностей (преим. в муз.-теоретич. работах).

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Bellermann Fr., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, В., 1847; Fortlage K., Das musikalische System der Griechen..., Lpz., 1847; Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878; Monro D. В., Modes of Ancient Greekmusic, Oxf., 1894; Wolf J., Handbuch der Notationskunde, Bd 1-2, Lpz., 1913-19; Sachs C., Die griechische Instrumentalnotenschrift, "ZfMw", VI, 1924; его же, Die griechische Gesangsnotenschrift, "ZfMw", VII, 1925; Pоtirоn H., Origines de la notation alphabйtique, Revue grйgorienne", 1952, XXXI; Соrbin S., Valeur et sens de la notation alphabйtique a Jumiиges..., Rouen, 1955; Smits van Waesberghe J., Les origines de la notation alphabйtique au moyen вge, в сб.: Annuario musical XII, Barcelona, 1957; Barbour J. M., The principles of Greek notation, "JAMS", XIII, 1960.

В. А. Вахромеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Алфавит музыкальный" в других словарях:

  • Алфавит музыкальный — последовательность букв, используемых для обозначения звуков разл. высоты. Впервые применен в Др. Греции ок. 3 в. до н. э. В Европе в период раннего ср. вековья буквы лат. алфавита постепенно вытеснили из практики обозначения звуков греч. буквы.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — см. Нотация, Пометы, Сольмизация …   Православная энциклопедия

  • Высота звука —         одно из осн. качеств муз. звука. Понятие В. з. связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё чем… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бекар —         (франц. becarre, букв. квадратное Б; лат. В quadratum), знак отказа от альтерации той или иной ступени звукоряда. Б. означает понижение ступени на полутон после диеза и повышение на полутон после бемоля, а также понижение на тон после… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бемоль —         (франц. bemol, букв. мягкое Б), знак понижения к. л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный,Альтерация). После дубль бемоля Б. обозначает отказ от него и сохранение только одного бемоля …   Музыкальная энциклопедия

  • Гамма —         (греч. gamma).         1) Третья буква греч. алфавита (Г, g), применялась в средневековой букв. системе для обозначения самого низкого звука соль большой октавы (см. Алфавит музыкальный).         2) Звукоряд последование всех звуков… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диез —         (франц. diиse, от греч. diesis полутон; нем. Diesis, англ. sharp), знак повышения к. л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный, Альтерация). Первоначально в Др. Греции термин Д. означал диатонич. полутон (позднее назывался… …   Музыкальная энциклопедия

  • Дубль-бекар —         (франц. double becarre двойной бекар), устаревший знак отказа от двойной альтерации к. л. ступени муз. звукоряда; после дубль диеза означает понижение ступени на целый тон, a после дубль бемоля повышение на целый тон. B 20 в. вместо Д. б …   Музыкальная энциклопедия

  • Дубль-бемоль —         (франц. double bemol двойной бемоль), знак понижения к. л. ступени муз. звукоряда на целый тон. B буквенной системе названий звуков Д. б. обозначается слогами eses (англ. double flat; итал. doppio bemolle), к рые прибавляются к буквам; в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Дубль-диез —         (франц. double diese двойной диез), знак повышения к. л. ступени муз. звукоряда на целый тон. B буквенной системе названий звуков Д. д. обозначается слогами isis (англ. double sharp; итал. doppio diesis). Cм. Алфавит музыкальный,… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»