Коллегиум музикум

Коллегиум музикум
        (лат. Collegium musicum - музыкальное содружество) - название объединений музыкантов и любителей музыки из бюргерской или студенческой среды, создававшихся с целью совместного музицирования и прослушивания муз. произведений.
        Первоначальный тип К. м., как и само название, зародился в странах Центр. Европы в 16-17 вв. К. м. были новой прогрессивной формой объединения музыкантов, не связанной непосредственно с церковной ИЛИ цеховой службой. Они явились важным этапом на пути к открытой концертной деятельности. В ранний период своего существования К. м. отличались от др. объединений музыкантов - хоров при церквах (kantorei) и цеховых сообществ (Conviva musica) лишь названием. Таковы К. м. в Торгау (осн. ок. 1568), Праге (1616), Цюрихе (1613), Санкт-Галлене (1620), Бремене (1621) и др. Они также культивировали преим. вок. духовную музыку, находились в зависимости от церкви и музыкантских цехов. Образование независимых К. м., добровольно объединявших профессионалов и любителей музыки для регулярного музицирования, относится ко 2-й пол. 17 в. Осн. сферой деятельности К. м. становится инстр. музыка, в т. ч оркестровая.
        Условия деятельности, а также размах, состав и формы К. м. в разных городах были различными. Социальную основу К. м. чаще всего составляли представители гор. буржуазии (Франкфурт-на-Майне), торговцы (Гамбург), студенчество (Лейпциг). Общим для деятельности К. м. являлось свободное музицирование, способствовавшее самообразованию, поощрению композиторов к созданию инстр. музыки, повышению уровня исполнит. мастерства, а со временем и муз. просветительства.
        Первым подлинным К. м. принято считать Гамбургский, к-рый был основан около 1660 по инициативе М. Векмана и К. Бернхарда и насчитывал около 50 чел. Позднее К. м. возникли во Франкфурте-на-Майне (1672), Лейпциге, Галле и мн. др. городах; иногда в городе существовало одновременно неск. таких объединений. Расцвет К. м. связан с именем Г. Ф. Телемана, активизировавшего их деятельность в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне и Гамбурге. В 1722-23 под рук. Телемана гор. капелла Гамбурга устраивала под назв. "К. м." первые в Германии регулярные публичные концерты силами проф. музыкантов. В Лейпциге, где вслед за Телеманом К. м. возглавляли И. Кунау и И. С. Бах, многочисл. муз. собрания проводились в помещениях ун-та, кафе, в частных домах. Об-ва, подобные К. м., возникли в 18 в. также в Англии (т.н. консорты), Франции и Италии (академии).
        Развитие обществ. жизни и муз. культуры в 18 в. приводит к возникновению новых форм открытой конц. деятельности и постепенному вытеснению К. м. разл. об-вами и оркестрами, основу к-рых часто составляли члены К. м. (напр., лейпцигский Гевандхауз). Некоторое время обе формы - публичные концерты и К. м. существовали параллельно; к нач. 19 в. К. м. сохранились лишь в небольших городах Швейцарии, где сферой их деятельности оставалось хоровое музицирование.
        Термин "К. м." употреблялся в 18 в. и в ряде частных случаев: назв. "К. м." носил в 1756-85 школьный оркестр в Гёрлице, а также регулярные собрания княжеских музыкантов в Рудолынтадте, сопровождавшиеся дискуссиями о музыке. Подобная направленность К. м. послужила К. Цельтеру образцом при реорганизации университетской инстр. школы в Берлине в К. м. Это учреждение стало прообразом К. м. нового типа, возникших в нач. 20 в. как следствие развития музыковедения, подъёма интереса к старинной музыке и камерному музицированию. В 1908 по инициативе X. Римана осн. К. м. при Лейпцигском ун-те с целью исследования и исполнения образцов старинной музыки, а также учебной практики студентов. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 подобные К. м. возникли при музыковедческих кафедрах мн. ун-тов. Они обращались к старинным муз. инструментам (виола да гамба, блок-флейта и т.п.), возрождали значит. часть репертуара средневековых К. м., а также хор. лит-ру 15-16 вв. К. м. при ун-тах, помимо Германии, существовали в Швейцарии, Австрии, Югославии, Чехословакии. Большинство из них вскоре прекратило свою деятельность.
        Значительно расширяются масштабы деятельности К. м. в Германии в 20-30-е гг., когда наряду со старинной музыкой в их репертуар проникает всё больше совр. соч., в т. ч. написанных специально для К. м. К. м. сыграли заметную роль в привлечении интереса музыкантов к старинной и совр. камерной музыке, подготовив почву для зарождения и расцвета многих проф. камерных оркестров.

Литература: Preussner К., Die bьrgerliche Musikkultur, Hdlb., 1935, Kassel, 1950; Neumann W., Das "Bachische Collegium musicum", в кн.: Bach-Jahrbuch, Lpz., 1960.

Л. Г. Григорьев, Я. M. Платек.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Коллегиум музикум" в других словарях:

  • Коллегиум музикум — (лат. Collegium Musicum)  общества, собиравшиеся для коллективного музицирования и прослушивания музыки[1]. Общества зародились в XVI XVII веках в некоторых европейских странах, особенно характерны они для Германии[1]. В раннем периоде… …   Википедия

  • Базель —         (Basel) культурный центр Швейцарии. 224 тыс. жит. (1970). Муз. традиции совр. Б. восходят к 12 13 вв., когда город стал одним из важных центров европ. культуры и науки. Сохранились имена музыкантов, работавших в Б. в 15 в. (Т. Кресс, К.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лейпциг —         (Leipzig) город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. 580,7 тыс. жит. (1971). В течение неск. столетий средоточием муз. культуры Л. являлись церкви, в т. ч. Томаскирхе, при к рой в 1212 был осн. мужской хор (Томанерхор) …   Музыкальная энциклопедия

  • Прага —         (Praha) один из крупнейших муз. центров Европы. Столица ЧССР. Население 1100 тыс. чсл. (1970). Муз. жизнь П. начала развиваться с кон. 9 в., когда П. стала резиденцией чеш. князей, затем королей династии Пржемысловичей. Древнейший из… …   Музыкальная энциклопедия

  • Телеман Георг Филипп — Телеман (Telemann) Георг Филипп (14.3.1681, Магдебург, 25.6.1767, Гамбург). немецкий композитор, органист, капельмейстер. Музыкальными предметами занимался самостоятельно. С 1701 изучал право в Лейпцигском университете, где основал музыкальный… …   Большая советская энциклопедия

  • Телеман — (Telemann)         Георг Филипп (14.3.1681, Магдебург, 25.6.1767, Гамбург). немецкий композитор, органист, капельмейстер. Музыкальными предметами занимался самостоятельно. С 1701 изучал право в Лейпцигском университете, где основал музыкальный… …   Большая советская энциклопедия

  • Копенгаген —         (Kobenhavn) столица Дании. 1318 тыс. жит. (с пригородами, 1972). Один из старейших культурных центров Сев. Европы. С 15 в. при корол. дворе служили проф. трубачи. Позже был создан придв. ансамбль (в составе органиста, трубача и скрипача) …   Музыкальная энциклопедия

  • Цюрих —         (Zurich) адм. центр кантона Цюрих, крупнейший пром. и культурный город Швейцарии, один из гл. муз. центров страны. 390 тыс. жит. (1976). Муз. жизнь Ц., как и гос ва в целом, складывалась в результате взаимодействия нац. культур,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Телеман Георг Филипп — (Telemann) (1681 1767), немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный теоретик. Одним из первых перешёл от полифонии к гомофонно гармоническому стилю композиции (см. Гомофония). Основа творчества  инструментальная музыка: оркестровые сюиты, в… …   Энциклопедический словарь

  • Швейцарская музыка — Швейцарская музыка, история которой восходит ко II веку до н. э., сложилась в результате смешения народных традиций древних племён, заселявших территорию Швейцарии. Из народной музыки страны наиболее популярно пение йодль (тирольское… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»