- Аллилуйя
-
(греч. alliloyyia от др.-евр. Халлелуйя - хвалите бога) - напев восторженного, ликующего характера, со свободным мелизматич.распеванием гласных (особенно последнего слога), исполняемый на слово "А.". Напев А. возник в культовой практике семитских племён. В Библии имеется ряд псалмов А., по-видимому, предназначавшихся для пения хорами левитов в Иерусалимском храме; они исполнялись в синагогах. А. вошло и в раннехрист. богослужение. Первые напевы А. начинались несложными мотивами, исполнявшимися всеми верующими, и завершались мелизматически развитым заключением, к-рое исполнял искусный певец. Такой вид пения А. со времени Амвросия Миланского (ум. в 397) был общепринятым и на Западе оказал нек-рое влияние на т.н. амвросианское пение. Папа Григорий (ум. 604) дополнил амвросианское А. стихами из псалтири, поэтому мелизматически украшенная концовка А. оказалась в середине песнопения. Она получила назв. юбиляции, а новая форма А. стала называться аллилуарием и исполнялась перед чтением Евангелия. В таких А. нередко проступали черты трёхчастности и симметрии; они оказали влияние на формирование трёхчастных структур светской музыки ("ария da capo"). А. применяли в качестве концовок при пении антифонов и респонсориев. А. вошло в кантату, мотет, магнификат и мессу. Великолепные образцы А. создали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, В. А. Моцарт.
В вост. церкви А. получило более широкое применение, чем в западной. А. пели не только на праздничном богослужении, но и во время поста и при погребении, заканчивая им пение псалмов и отд. стихов из псалтири. А. использовали также в качестве рефрена в многострофных гимнах. В ряде гимнов слово "А." составляло логич. и муз. финал. Такие гимны под назв. "херувимская" пели уже после аллилуария, во время церемонии принесения к алтарю хлеба и вина, поэтому А. оказалось более тесно связанным с кульминационным пунктом литургии, чем на Западе. Визант. композиторы придавали большое значение музыке А. Фёдор Студит (ум. в 826) сочинил 72 модели А., по 9 моделей на каждый глас осмогласия. Мелодика визант. А. была насыщена мелизмами. Музыка усложнялась и за счёт вставленных в текст фонем. Таково А. в раннем памятнике рус. певч. иск-ва - Благовещенском кондакаре (12 в.). Позднее, в связи с расцветом рус. нац. церк. пения, А. приобрело характер широкой и плавной кантилены (певч. рукописи 17 в.).
В рус. партесном пении, как и в зарубежной музыке, широкая распевная мелодия А. часто соединялась с многократным повторением слова "аллилуйя". П. И. Чайковский во "Всенощной" облёк многократное А. в конце песнопения "Хвалите имя господне" в форму фугетты, а в "Литургии" в конце причастного стиха - в форму фуги.
Литература: Мансветов И. Д., Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской церкви, М., 1885, с. 95, 164-65; Мahony T. J., "Alleluia", в кн.: The Catholic Encyclopedia, v. 1, L., 1907, p. 3111-20; Wagner P., Alleluia. Chant, в кн.: Dictionnaire d'archйologie chrиtienne et de liturgie, publiй par F. Cabrol et H. Leclercq, t. 1, P., 1924, col. 1226-29; Cabrol F., Alleluia. Acclamation liturgique d'archйologie chrиtienne, там же, t. 1, P., 1924, col. 1229-46; Jungmann J. A., Missarum Sollemnia, Bd 1, Freiburg, 1958, S. 539-65; 1962; Weliesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1963; Thodberg C., Der Byzantinische Alleluiarianzyklus. Studien im kurzen Psaltikonstil, Kbh., 1966 (серия Monumenta Musicae Byzantinae..., v. VIII). H. Д. Успенский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.