Киевский распев

Киевский распев
        южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по-видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. р. являлись нар. муз. язык и традиции песнетворчества. К. р. подчинён системе осмогласия, мелодика его состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонич. звукоряд. Техника композиции К. р. сводилась к построчному распеванию текста. Фонд попевок К. р. значительно меньше фонда попевок знаменного распева. Мелодии его короче и проще в ритмич. отношении, в них отсутствует вариантная разработка попевок, но более ясно выступает ощущение тонич. устойчивости.
Рукопись конца 17-начала 18 вв. Ленинградская духовная академия, No 228/Р, листы 52 (оборот) и 53.
        В К. р. заметнее разграничение на речитативные и распевные участки, отд. фразы текста часто повторяются, чего нельзя встретить в распевах новгородско-московской ветви знаменного пения.
        В Москве К. р. появился и стал быстро распространяться в 17 в. благодаря культурным связям Киева с Москвой, усилившимся после воссоединения Украины с Моск. гос-вом. Воспринятые песнопения К. р. были изложены в пятилинейной квадратной нотации, к-рая, в отличие от крюкового письма, была названа в Москве киевским знаменем. В моск. печатных книгах 2-й пол. 18 в. различаются большой и малый К. р. Малый К. р. представляет собой сокращение большого. Купюры, по-видимому, делались в связи с определившейся в то время общей тенденцией к сокращению широко распевных мелодий.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой знаменный напев, Киев, 1887; его же, Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам 17 и 18 вв., Киев, 1890, М., 1898; его же, Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви, I. Киевский распев, Киев, 1888, М., 1898; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, M., 1915; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л, 1924; Успенский Н., Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; его же, Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Скребков С, Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в., М., 1969.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Киевский распев" в других словарях:

  • Киевский распев —    появился в юго западной Руси к XVII в. как отдельная ветвь большого знаменного распева и вместе с малым знаменным представляет сокращение, упрощение мелодий большого распева. В некоторых случаях киевский распев буквально воспроизводит малый… …   Православие. Словарь-справочник

  • Киевский распев — один из русских распевов православной церкви, появившихся позднее знаменного. К. распев относится к полным распевам русской церкви, т. е. имеющим в основе все восемь гласов. К. распев стал известен в великорусской церкви во второй половине XVII в …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Киевский распев — – особая редакция великорусского знаменного распева, скорее малого, чем большого знаменного, сохранился в рукописях юго западного происхожд. XVII и XVIII вв., внесен целиком в южно русские ирмологионы; исследование о нем сделал протоиерей И …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • КИЕВСКИЙ РАСПЕВ — – южно русское пение, образовавшееся под влиянием большого и малого знаменного роспева к XVII веку. К. р. проще их и более приспособлен для вседневного употребления; иногда заметно в нем сходство с Болгарским и Греческим распевом; он легко… …   Музыкальный словарь Римана

  • Распев —         (старинное роспев) самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В рус. церк. пении существует неск. Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым… …   Музыкальная энциклопедия

  • РАСПЕВ — (роспев) система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11 14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • распев — а; м. 1. Муз. Определённый принцип строения мелодии, характерный для старинного церковного пения; мелодия, построенная по этому принципу. Киевский р. Греческий р. Знакомый р. 2. Протяжное произношение (слов при чтении, разговоре), приближающееся… …   Энциклопедический словарь

  • Распев — (старинное роспев)         самостоятельная система монодии (См. Монодия), характеризующаяся определённым фондом мотивов попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В русском церковном пении существует несколько Р. Древнейший из них,… …   Большая советская энциклопедия

  • РАСПЕВ — форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин прилагается обычно к григорианскому (cantus planus), византийскому, англиканскому церковному пению, а также к другим… …   Энциклопедия Кольера

  • РАСПЕВ — (роспев), круг церковных мелодий в православной музыке, постепенно сложившийся в определенной местности, а затем вошедший во всеобщее употребление. Распев обычно охватывает все восемь гласов. Древнейшие распевы: большой знаменный, греческий,… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»