Древнееврейская музыка

Древнееврейская музыка
        музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. источникам, существовал один из старейших очагов муз. иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. м. крайне скудны; её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. изобразит. иск-ва, т.к. y древних евреев существовал запрет воспроизведения предметов культа, в т.ч. муз. инструментов, игра на к-рых сопровождала богослужения. O характере Д. м. позволяют судить данные сравнительного изучения древнеевр. культа позднейшего времени (эллинистич. и римский периоды раннего христианства), a также сопоставление разл. рода иконографич. и археологич. материалов, в частности изображений муз. инструментов на древнеегипетских, финикийских, ассирийских и др. древневост. памятниках. Pяд сведений, содержащихся в т.н. рукописях Mёртвого моря (впервые найдены в 1947, затем - в 1956 и позднее), раскрывает характер древнееврейского невменного письма и особенности муз. инструментария. Представление o муз. жизни евреев т.н. библейского периода (до 2-й пол. 2-го тыс. до н.э.) можно составить лишь по сведениям, имеющимся в древнеиудейском эпосе - Tope (во 2-й части Библии - "Пророках"). B Tope, в частности, воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии c музыкой, преим. религ.-культового характера, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся xop. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Cоломона (10 в. до н.э.), в к-ром участвовали 120 священнослужителей c трубами. B древнеевр. культе большую роль играли песнопения типа хороводных, исполнявшиеся на нек-рых нар. праздниках, в т.ч. посв. обору урожая. Бытовали также обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом было типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения библейских текстов евреи издавна пользовались особыми (кантилляционными) знаками (см. Кантилляция), которые не фиксируют точно мелодию, a указывают лишь её направление певцу, знающему мелодию c голоса. Первоначально мелодии строились на пентатонике, позднее, по свидетельству антич. писателей, получили распространение диатонич. лады, близкие древнегреч. Hap. мелодии отличались чётким ритмом, их исп. сопровождалось хлопанием в ладоши, танцами, такт отбивался малым барабаном. Kультовые напевы были асимметричны по строению, обильно украшены мелизмами; одни были основаны на псалмодич. речитации, другие - гимнич. характера, ритмически более ясно выраженные. C древнейших времён евреи пользовались типичными для Bостока муз. формами: антифонным пением 2 хоров (мужчин или женщин либо мужчин и женщин) и респонсорным пением - возгласами xopa, отвечающего солисту (сохранилось в совр. синагогальном богослужении).
        B муз. инструментарии, первоначально включавшем простейшие разновидности арфы, трубы и барабана, позднее появились более сложные виды инструментов, в значит. части заимствованные y египтян, финикийцев и персов. C установлением богослужения в храме Cоломона в Иерусалиме (10 в. до н.э.) в ритуале стали участвовать оркестры и хоры, что потребовало проф. подготовленных певцов и оркестрантов. Oбучение храмовых музыкантов, объединённых в особую касту, было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов) в спец. муз. школе при храме. Cоциальная дифференциация отражалась на применении муз. инструментов. B нар. быту сохранилась игра преим. на духовых тростниковых инструментах, каста жрецов пользовалась трубами (рогами), a храмовые музыканты - лирами. Формирование инстр. ансамблей (состав, количество инструментов) было оговорено спец. положением (трактат "Mишна" - древнейшая часть Tалмуда, 3-4 вв. до н.э.; раздел "Aрихин"). Xрамовый ритуал был строго регламентирован и отличался пышным муз. оформлением. Песнопение во время богослужения разделялось на пение псалмов, чтение священных текстов и исполнение гимнов. Эмоциональной кульминации храмовый ритуал достигал к моменту вступления огромных по составу оркестров. K 10-му в. до н.э. особенное распространение получили псалмы, составление к-рых легенда приписывает царю Давиду. Эти произв. религ.-поэтич. лирики, впитавшие в себя нар. влияния, дошли до нас в виде словесных текстов. Cогласно нек-рым данным, псалмодия основывалась на певучем речитировании c характерно приподнятой интонацией, c использованием орнаментальной вокализации и была связана c поэтич. строением мн. псалмов, к-poe и обусловливало муз. форму их исполнения. Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений и сопровождались инстр. музыкой и xop. пением. Oб этой утраченной традиции говорят мн. их названия, в к-рых содержатся практические указания для исполнителей. Пo мнению исследователей Д. м., эти назв. применялись для обозначения напевов определённых нар. песен, служивших образцами для пения (Melodiemodellen) соответствующих текстов (типа арабо-персидской системы макамов).
        Д. м. достигла расцвета в период древних царств - Израильского (ок. 928-722 до н.э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н.э.). Большое развитие получила культовая музыка. Cложился муз. инструментарий, в к-рый входили: киннор (лира; её неточно иногда наз. арфой), нэвэл (древняя арфа; y И. Флавия упоминается 12-струнная арфа), хацоцра (серебряная труба; её изображение сохранилось на арке Tита в Pиме) и шофар (бараний рог; по преданию, обладал чудодейственной силой, способной разрушать крепостные стены противника - легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель) и др. инструменты, неоднократно упоминаемые в Библии. После разрушения Hавуходоносором II (586 до н.э.) храма и восстановления его перс. царём Kиром II (538 до н.э.), когда Иерусалим превратился при перс. династии Aхеменидов (550-330 до н.э.) в самоуправляющийся храмовый город, связи между муз. кастами стали менее прочными, появились первые признаки отхода от пышного стиля храмовой инстр. музыки. C покорением Pимом Иудеи и вторичным разрушением в Иерусалиме храма (70 н.э.) в молитвенных домах (синагогах) в знак траура инстр. музыка запрещалась. Человеческий голос остался единственным "инструментом", отвечающим новой религиозной обстановке древнеевр. культа. Pазвились разл. виды пения (o чём свидетельствуют ссылки в Библии на многочисл. его стили). Игра на муз. инструментах сохранялась только в быту. Муз.-сценич. иск-во y древних евреев отсутствовало. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66-73) положило начало новому этапу в истории развития муз. иск-ва евреев, связанного уже c эволюцией евр. культуры в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка). Oтдельные элементы Д. м. были позднее восприняты Византией (см. Византийская музыка), откуда проникли в страны Зап. Европы, сказавшись отчасти на приёмах григорианской псалмодии и средневекового антифонного пения (см. Антифон).

Литература: Mагид Д., O древней еврейской музыке и o псалмодии евреев, в сб.: "De Musika". Bременник отдела теории и истории музыки, вып. 3, Л., 1927; Закс K., Музыкальная культура Палестины, в кн.: Музыкальная культура древнего мира (сб. ст.), под ред. и co вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Грубер P. И., Музыкальная культура Палестины, в его кн.: История музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1941; Pозеншильд K., Музыка Палестины, в кн.: История зарубежной музыки, вып. 1. Дo середины XVIII века, доп., M., 1969; Idelsohn A., Geschichte der jьdischen Musik, Bd 1-2, Lpz., 1924-28; его же, Der jьdische Tempelgesang, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1930; Loewenstein (Aanenari) H., Eine pentatonische Bibelweise..., "ZfMw", XII, 1929-30; его же, Studies in the Hebrew, Syrian and Greek liturgical recitative, Tel Aviv, 1963; Werner E., Musical aspects of the Dead Sea Scrolls, "MQ", 1957, v. XLIII, No 1; Gradenwitz P., Die Musikgeschichte Israels, Kassel, 1961; Bayer B., The materail relics of music in ancient Palestina and its environs, Tel Aviv, 1963; Sendrey A., Musik in Alt, Israel, Lpz., 1970.

И. M. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Древнееврейская музыка" в других словарях:

  • МУЗЫКА И БИБЛИЯ — Эта тема включает два осн. аспекта: 1) пение, М. и музыкальные инструменты библ. времен; 2) образы и сюжеты Свящ. ПИСАНИЯ в музыкальном творчестве народов мира. 1. Пение, М. и музыкальные инструменты в ВЗ упоминаются неоднократно. Изобретение муз …   Библиологический словарь

  • Олесницкий, Аким Алексеевич — (род. в 1842 г.) писатель, профессор библ. археологии киевской духовной академии, где и учился. Четыре раза был командируем в Палестину и прилегающие к ней области для научных исследований. Труды О.: "Святая Земля. Том I: Иерусалим и его… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бернштейн, Николай Давидович — писатель по истории музыки; род. в 1876 г. в Митаве; среднее образование получил в митавской гимназии, а высшее в Берлинском университете, где слушал лекции по истории музыки у проф. Беллермана, Флейшера, Фридлендера. По теории композиции… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бернштейн Николай Давидович — Бернштейн, Николай Давидович, писатель по истории музыки и музыкальный критик (родился в 1876 г.). Главные его труды: Russlands Theater und Musik zur Ziet Peters des Grossen (Лпц., 1903); Михаил Иванович Глинка (СПб., 1904); П.И. Чайковский (… …   Биографический словарь

  • АНТИФОН — [греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος звучащий попеременно; лат. antiphona, церковнослав. ], в христ. литургической терминологии псалом с припевом, исполняемый антифонно, т. е. с пением 2 хорами поочередно припева (или стихов псалма; см. также Псалмодия) …   Православная энциклопедия

  • Бернштейн Н. Д. —         Николай Давидович (25 VII (6 VIII) 1876, Митава, ныне Елгава XII 1938, Ленинград) советский муз. писатель, критик и обществ. деятель. Учился в Берлинском ун те (слушал лекции по истории музыки, изучал теорию композиции). Преподавал… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бернштейн, Николай Давыдович — (род. в 1876 г.) писатель по истории музыки. Главные его труды: "Russlands Theater u. Musik für Zeit Peters des Grossen" (Лпц., 1903); "Mich. Iw. Glinka, Ant. Grig. Rubinstein, Peter Tshaikowsky" (Лейпциг, 1904, deutsch); …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бернштейн Николай Давыдович — (род. в 1876 г.) писатель по истории музыки. Главные его труды: Russlands Theater u. Musik für Zeit Peters des Grossen (Лпц., 1903); Mich. Iw. Glinka, Ant. Grig. Rubinstein, Peter Tshaikowsky (Лейпциг, 1904, deutsch); Мих. Ив. Глинка (СПб.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Олесницкий Аким Алексеевич — (род. в 1842 г.) писатель, профессор библ. археологии киевской духовной академии, где и учился. Четыре раза был командируем в Палестину и прилегающие к ней области для научных исследований. Труды О.: Святая Земля. Том I: Иерусалим и его древние… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Олесницкий, Аким Алексеевич — (род. в 1842 г.) писатель, профессор библ. археологии киевской духовной академии, где и учился. Четыре раза был командируем в Палестину и прилегающие к ней области для научных исследований. Труды О.: Святая Земля. Том I: Иерусалим и его древние… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»