- Демественный распев
-
один из основных распевов русской церкви. Иногда его называют демественным пением. Самое раннее упоминание о нём относится к 1441 (Воскресенская летопись). Что представляло собой тогда это пение, остаётся неизвестным. В сер. 16 в. Д. р. был распространён в Новгороде. Хор и отд. певцы исполняли его при праздничных богослужениях. Из новгородских мастеров пения 2-й пол. 16 в. как "демественному пению... роспевщик и творец" славился Василий Рогов (в монашестве Варлаам). Самые ранние из известных записей Д. р. относятся к 70-м гг. 16 в. Время расцвета Д. р. - 17 в. Им пели важнейшие песнопения всенощной и литургии, величания, задостойники, песнопения архиерейского богослужения, освящения храмов, венчания. Песнопения Д. р. иногда записывались знаменной нотацией, чаще особой демественной нотацией, созданной на основе знаменной (см. Нотное письмо). Особенностью записи Д. р. является знак ', к-рый писали обычно киноварью между отд. мелодич. строками.
По методу композиции Д. р. сходен со знаменным распевом. В обоих мелодии создаются на основе определённых попевок. Обоим свойствен приём построчного изложения напева. В обоих распевах используется единый 12-ступенный диатонич. звукоряд. Вместе с тем Д. р. свойственны нек-рые особенности. В отличие от знаменного распева, он не подчинён системе осмогласия и его попевки являются иными, чем попевки знаменного распева. Встречающееся в записях произведений Д. р. указание на их гласовую принадлежность и даже на подобен, послуживший образцом для данной мелодии, объясняется привычкой писцов озаглавливать произведения в соответствии с богослужебными, а не нотными книгами. Своеобразна и ритмика Д. р. - симметрия движения в ней постоянно нарушается синкопами и "оттяжками", изменяющими длительности не в полтора раза, как это принято в знаменном распеве, а на 1/8 их номинальной протяжённости, напр. , и даже . Пульсирующие ритмы , свойственные и знаменной мелодике, в Д. р. встречаются постоянно, иногда по нескольку раз в одной мелодич. строке и даже дважды подряд. Наконец, Д. р. отличает оригинальность заключит. кадансов, представляющих поступенное движение и скачки голоса, в к-рых основной устой почти не участвует. В кадансах нек-рых произведений он появляется только в самом заключении.
По поводу происхождения Д. р. и его истории до 16 в. высказывались разл. точки зрения. Д. В. Разумовский считал, что Д. р. занесли в Киевскую Русь балканские славяне, заимствовавшие его из Византии; по мнению Разумовского, Д. р. до 16 в. применялся русскими в домашнем быту как "ежедневное благочестивое упражнение". Близкой точки зрения придерживался и A. А. Игнатьев. В. М. Металлов считал Д. р. продуктом творчества "мирских певцов, приспособленных к церк. пению, но не принадлежавших к церк. клиру". B. В. Стасов видел в Д. р. перенятую от греков "манеру испещрять и изукрашивать уставное пение руладами и вставками своей фантазии". И. Гарднер (ФРГ) полагает, что Д. р. "по крайней мере в нек-рых чертах является дальнейшим развитием и модификацией кондакарного вида пения" и что он культивировался при кафедральных соборах в связи с особым видом богослужения, т. н. "песненными последованиями". Это были службы, где осн. репертуар гласового пения - стихиры, догматики, степенны, каноны - отсутствовал. Богослужение заключалось в "песненном", т. е. распевном, а не речитативном исполнении отд. стихов из псалмов. Доместик пел стихи, а хор или народ - припевы к этим стихам. Точка зрения Гарднера представляется наиболее вероятной, поскольку мелодика Д. р. в связи со складом её попевок, а также исключительно сложной и гибкой ритмикой, более трудна для исполнения сравнительно со знаменным и путевым распевом. Для исполнения Д. р. нужно было обладать высокой муз. культурой и незаурядной вокальной техникой. Такие мастера пения были при соборах больших городов. Если мысль о связи Д. р. с "песненными доследованиями" верна, то его происхождение должно быть отнесено к более раннему времени, чем 15 в. С распространением пятилинейной нотации и партесного пения многие песнопения Д. р. были переведены с крюковой нотации на пятилинейную и переложены для смешанного хора.
Д. р. одноголосен, однако существовал и особый вид др.-рус. многоголосия, к-рый также называли демественным пением. Он культивировался со 2-й пол. 16 в. по 1-ю четверть 18 в. Природа его ещё недостаточно изучена.
Отрывок из задостойника рождества богородицы, рукопись 18 в. Ленинградская публичная библиотека. Собрание М. П. Погодина, M 382, лист 3. Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Мансветов И. Д., О песненном последовании, "Прибавления к творениям святых отцов", ч. XXVI, М., 1880; Стасов В., Заметки о демественном и троестрочном пении, Собрание сочинений, т. III, СПБ, 1894; Смоленский С., О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Салатов, 1893, М., 1915; его же, Богослужебное пение Русской церкви. Период домонгольский, М., 1908, ч. 1-2, Н., 1912; Игнатьев A., Богослужебное пение православной русской церкви с конца XVI до начала XVIII века, Казань, 1916; Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Gardner J., Das Problem des altrussischen demestlschen Kirchengesangs und seiner linienlosen Notation, Mьnch., 1967. H. Д. Успенский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.