- Allegro
-
(аллйгро, итал., букв. - весёлый, живой). 1) Термин, первоначально означавший (по Й. Й. Кванцу, 1752) "бодро", "живо". Как и др. подобные обозначения, ставился в начале произв., указывая на господствующее в нём настроение (см., напр., Symphonia allegra А. Габриели, 1596). Теория аффектов (см. Аффектов теория), пользовавшаяся широким распространением в 17 и особенно в 18 вв., способствовала закреплению подобного его понимания. Со временем термином "А." стали обозначать равномерное активное движение, подвижный темп, условно более быстрый, чем allegretto и Moderato, но более медленный, чем vivace и presto (подобное соотношение А. и presto начало устанавливаться в 17 в.). Встречается в самых разл. по характеру муз. произв. Часто используется с дополняющими словами: A. assai, A. molto, A. moderato (умеренное A.), A. con fuoco (пылкое А.), А. соn brio (пламенное A.), A. maestoso (величественное А.), A. risoluto (решительное A.), A. appassionato (страстное А.) и др. 2) Назв. произв. или части (обычно первой) сонатного цикла, написанных в характере А.
Литература: Quantz J. J., Versuch einer Anweisung die Flцte traversiere zu spielen, В., 1752; поcл. изд. Lpz., 1926; Harding R. E. M., Origins of musical time and expression, L., 1938; Herrmann-Bengen L., Tempobezeichnungen, Mьnchner Verцffentlichungen zur Musikgeschichte, I, Tutzing, 1959. Л. М. Гинзбург.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.