Делиб К. Ф.


Делиб К. Ф.
        (Delibes) Клеман Филибер Лео (21 II 1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта - 16 I 1891, Париж) - франц. композитор. Чл. Института Франции (1884). Первонач. муз. познания получил от своей матери (дочь солиста парижского т-ра "Опера комик" баритона Э. Батисте и сестра профессора Парижской консерватории органиста Э. Батисте). В 1847 после смерти отца (почтового служащего) Д. переехал с матерью в Париж. С 1848 учился в Парижской консерватории у Ф. Ле-Куппе (фп.), Ф. Бенуа (орган), Ф. Базена (гармония), А. Адана (композиция). С 1853 работал аккомпаниатором "Театра лирик" и церк. органистом в парижских соборах, давал уроки (фп.), участвовал в качестве пианиста в бальных празднествах. В 1858 опубликовал в "Le Gaulois hebdomadaire" неск. муз.-критич. статей под псевд. Элуа Дельбе. В 1865-72 2-й хормейстер т-ра "Гранд-Опера". С 1881 профессор Парижской консерватории (класс композиции).
        Творчество Д., одного из крупнейших франц. композиторов 2-й пол. 19 в., в основном посв. муз.-сценич. иск-ву. Среди первых сочинений Д. - оперетты "На два су угольков" (1855), "Шесть девиц на выданьи" (1856, среди муз. номеров выделялся остроумный дуэт-пародия на оперу "Цампа" Герольда) и "Две старых сиделки" (1856). В одноактных комич. миниатюрах проявилось драматургич. мастерство композитора: острое ощущение театр. формы, умение рельефно обрисовать характер каждого персонажа, живость и демократизм мелодич. языка, впитавшего в себя жанрово-бытовые черты гор. фольклора. Внимание публики и критики привлекла одноактная комич. опера "Месье Гриффар" (1857). Это произв., написанное в стиле итал. оперы-буффа, отличается чисто франц. ритмич. изобретательностью, мелодич. изяществом.
        Европ. известность принесли композитору 3 оперы: "Так сказал король" (1873), "Жан де Нивель" (1880) и в особенности "Лакме" (1883). Отмеченная тонкой комедийностью, изяществом стиля, гармоничным слиянием музыки и текста, колоритной обрисовкой персонажей, опера "Так сказал король" (на сюжет из времён царствования Людовика XIV) - один из ярких образцов франц. комич. оперы. Лирико-романтич. опера "Лакме" написана на экзотич. сюжет. В опере воссоздан вост. колорит, выразительно передан драматизм сюжета, ярко нарисованы психологич. портреты нежной, глубоко любящей Лакме и сурового брамина Нилаканты. "Лакме" наряду с операми "Искатели жемчуга" и "Джамиле" Бизе, "Самсон и Далила" Сен-Санса, "Король Лагорский" и "Таис" Массне принадлежит к числу лучших франц. лирико-ориентальных произв.
        Наибольших высот достиг Д. в области балета, выступив смелым новатором. Д. - первым из зап.-европ. композиторов развил драм. начало в танце, избрав метод симфонизации балетной музыки. Он расширил сферу лирико-психологич. выразительности традиц. балетных форм, внёс в свои партитуры нар.-жанровый колорит. Первый балетный опыт Д. - музыка 2 и 3-й картин балета "Ручей" (1866, 1 и 4-я картины написаны Л. Минкусом). Уже здесь он проявил глубокое понимание природы балетного иск-ва. Мировое признание принёс композитору балет "Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами" (1870). Балетная партитура "Коппелии" отличается цельностью композиции, музыка колоритно обрисовывает жанрово-бытовые ситуации и лирико-комедийные образы главных героев. Сквозное развитие, пластич. рельефность муз.-хореографич. действия характерны для последнего балета Д. - "Сильвия, или Нимфа Дианы" (1876). "Коппелия" и "Сильвия", ставшие по существу первыми симф. балетами, оказали заметное влияние на дальнейшее развитие муз.-хореографич. иск-ва 19-20 вв. Творчество Д. высоко ценил П. И. Чайковский.

Сочинения: оперы - Месье Гриффар (Maоtre Griffard, 1857, "Театр лирик", Париж), Садовник и его господин (Le Jardinier et son seigneur, 1863, там же), Так сказал король (Le Roi la dit, 1873 "Опера комик", Париж), Жан де Нивель (1880, там же), Лакме (1883, там же), Кассия (закончена и инструментована Ж. Массне, 1893, там же); оперетты - На два су угольков (Deux sous de charbon, 1855, т-р "Фоли нувель", Париж), Шесть девиц на выданьи (Six demoiselles а marier, 1856, т-р "Буфф-Паризьен", Париж), Две старых сиделки (Deux vieilles gardes, 1856, там же), Яичница а ля Фоллембуш (L'Omelette а la Follembuche, 1859, там же), Месье де Бонн-Этуаль (Monsieur de Bonne-Йtoile, 1860, там же), Музыканты оркестра (Les Musiciens de l'orchestre, совм. с Ж. Эрланже, А. Иньяром и Ж. Оффенбахом, 1861, там же), Традиция (La Tradition, пролог к открытию сезона "Буфф-Паризьен", 1864, Париж), Бык Апис (Le boeuf Apis, 1865, там же), Мальбрук в поход собрался (Marlbrough s'en va-t-en guerre, совм. с Ж. Бизе, Э. Жона, Б. Куртуа и И. Легуи, 1867, т-р "Атенеум", Париж), Двор короля Пето (La cour du Roi Pйtaud, 1869, т-р "Варьете", Париж); 3 оперетты опубл. в "Journal des demoiselles" (не пост.) - Дочь моря (La Fille du Golfe), Швейцарский Дон Жуан (Le Don Juan Suisse), Принцесса Равигот (La Princesse Ravigotte); балеты - Ручей (La Source, совм. с Л. Минкусом,1866, т-р "Корол. академия музыки", Париж), Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами (Coppelia ou La fille aux yeux d'йmail, по новелле "Песочный человек" Э. Т. А. Гофмана, 1870, там же), Сильвия, или Нимфа Дианы (Sylvia ou La Nymphe de Diana, на сюжет из драм. пасторали Т. Тассо "Аминта", 1876, там же), дивертисмент (Valse ou Pas des fleurs, для балета "Корсар" Адана, 1867, там же); кантата - Алжир (Alger, текст Мери, 1865); фп. пьесы; для хора - Пастораль (Pastorale, на стихи К. дю Локля, 1865), Солдатский марш (Marche de soldats, на стихи Ш. Ньюттера, 1866), Песня мира (Chant de la paix, на стихи Л. Жирара, 1867) и др.; 20 песен на стихи В. Гюго, А. де Мюссе, А. Сильвестра, А. Мюрже и др. франц. поэтов; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Рюи Блаз и Король забавляется (В. Гюго, 1879 и 1882), Прялка Барберины (А. де Мюссе, 1882) и др.

Литература: Французская музыка второй половины XIX века. Сборник переводных работ, ред. и вступ. ст. М. С. Друскина, М., 1938; Давидсон И., Балеты Делиба. (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1961, No 2; Guiraud..., Notice sur la vie et les oeuvres de L. Dйlibes, P., 1892; Ju11ien A., Musiciens d'aujourd'hui, deuxiиme sйrie, P., 1894, p. 261-89; Bruneau A., La musique franзaise, P., 1900; Marnold J., Musique d'autrefois et d'auiord'hui, P., 1911; Tiersot J., Un demi-siиcle de musique franзaise, P., 1918; De Сurzon H., L. Delibes. Sa vie et ses oeuvres, P., 1926; Coquis A., Leo Delibes, P., 1958.

С. M. Грищенко.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Делиб К. Ф." в других словарях:

  • Делиб — Делиб, Лео Maestro Clément Philibert Léo Delibes, Paris, circa 1885 Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes; 21 февраля 1836, Сен Жермен дю Валь 16 января 1891, Париж) французский композитор, создатель балетов, опер,… …   Википедия

  • ДЕЛИБ — (Delibes) Лео (1836 91), французский композитор. Симфонизировал балетную музыку, усилил ее драматическое начало: Коппелия (1870), Сильвия (1876) и др. Лирико драматическая опера Лакме (1883) одна из лучших французских ориентальных опер …   Современная энциклопедия

  • Делиб — (Leo Delib) французский композитор (1830 91); учился впарижской консерватории. Тринадцать первых небольших опер не дали Д.большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 г., после егокантаты Alger и в особенности после балета La source …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Делиб Л. — Maestro Clément Philibert Léo Delibes, Paris, circa 1885 Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes; 21 февраля 1836 16 января 1891) французский композитор; учился в Парижской консерватории. Тринадцать первых небольших опер не… …   Википедия

  • Делиб — (Delibes)         Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен Жермен дю Валь, Сарта, 16.1.1891, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (класс композиции А. Адана). С 1853 работал аккомпаниатором в… …   Большая советская энциклопедия

  • Делиб — (Léo Délib) французский композитор (1830 91); учился в Парижской консерватории. Тринадцать первых небольших опер не дали Д. большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 г., после его кантаты Alger и в особенности после балета La… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Делиб Л. — ДЕЛИ́Б (Delibes) Лео (1836–91), франц. композитор. Ученик А. Адана. Его Коппелия (1870) и Сильвия (1876) – первые в зап. европ. музыке симфонизир. балеты – оказали влияние на развитие муз. хореогр. иск ва. Оп. Лакме (1883) и др.… …   Биографический словарь

  • ДЕЛИБ — (Delihes), Лео, один из известнейших новейших французских композиторов, род. 21 февр. 1836 в Сен Жермен дю Валь (Sarthe), ум. 16 янв. 1891 в Париже; в 1848 сделался учеником парижской консерв. (Ле Куппэ, Базен, Адан, Бенуа), в 1853… …   Музыкальный словарь Римана

  • Делиб К. Ф. — ДЕЛИ́Б (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен Жермен дю Валь, Сарта, – 16.1.1891, Париж), франц. композитор. Чл. Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (у А. Адана). В 1865–72 хормейстер парижской Оперы. С 1881 …   Балет. Энциклопедия

  • ДЕЛИБ (Delibes) Лео — (1836 91) французский композитор. Его Коппелия (1870) и Сильвия (1876) первые в западно европейской музыке симфонизированные балеты; оказали влияние на развитие музыкально хореографического искусства. Опера Лакме (1883) и др …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Делиб К. Ф.» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.