Двухчастная форма


Двухчастная форма
        муз. форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную. В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию - в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф. - безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части - также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в форме типа "запев - припев". Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн Советского Союза). В др. случаях припев контрастирует запеву (песня "Москва майская" Дан. и Дм. Покрасс). Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения "запев - припев" (романс "Ель и пальма" Н. А. Римского-Корсакова). В однотемной Д. ф. функция 2-й части - развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 "Аппассионата", многие вальсы Шуберта). В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. "квадратной" структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов). Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Тpёxчастная форма). Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться (схемы ||: А :||: В :|| или А ||: В :||). Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части.) В Д. ф. типа "запев - припев" обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности). В результате возникает куплетная форма (см. Куплет). Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру), так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.
        Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф., в к-рой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть - период типа развёртывания. Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях - и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.
        В сложной Д.ф. объединяются 2 части, из к-рых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф., как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я - собственно арию или песню ("Гадание Марфы" из оперы М. П. Мусоргского "Хованщина"). В др. случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы "Откуда эти слёзы" из 2-й картины оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама"). Встречается также сложная Д. ф., 2-я часть к-рой - развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта "Дон Жуан"). В инстр. музыке сложная Д. ф. применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. музыке - авторское переложение для оркестра "Песни Сольвейг" Э. Грига.

Литература: см. при ст. Форма музыкальная .

В. П. Бобровский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Двухчастная форма" в других словарях:

  • Простая двухчастная форма — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Форма музыкальная — Музыкальная форма (лат. forma вид, облик) композиционная схема, принцип построения и следования музыкального материала (например, бар, фуга, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). В некоторых случаях понятие музыкальной формы… …   Википедия

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • Форма литейная —     (англ. mould, нем. Gusform), приспособление для придания расплавленному металлу определенной формы при затвердевании. Ф. л. могут изготавливаться из камня, глины или металла, температура плавления которого выше, чем у сплава, предназначенного …   Археологический словарь

  • Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима …   Википедия

  • Сонатная форма — Эта статья  о музыкальной форме. Об остальных значениях слова см. Sonata (значения). Сонатная форма  музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и… …   Википедия

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни …   Музыкальный словарь

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • Старинная концертная форма — И. С. Бах. Первая страница автографа Итальянского концерта Старинная концертная форма (концертная форма, форма старинного концерта) …   Википедия

  • Старинная сонатная форма — музыкальная форма, основанная на тональном различии главной партии и побочно заключительной группы в экспозиции и транспозиции побочно заключительной группы в главную тональность в репризе. От классической сонатной формы она отличается меньшей… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.