- Двухчастная форма
-
муз. форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную. В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию - в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф. - безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части - также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в форме типа "запев - припев". Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн Советского Союза). В др. случаях припев контрастирует запеву (песня "Москва майская" Дан. и Дм. Покрасс). Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения "запев - припев" (романс "Ель и пальма" Н. А. Римского-Корсакова). В однотемной Д. ф. функция 2-й части - развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 "Аппассионата", многие вальсы Шуберта). В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. "квадратной" структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов). Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Тpёxчастная форма). Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться (схемы ||: А :||: В :|| или А ||: В :||). Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части.) В Д. ф. типа "запев - припев" обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности). В результате возникает куплетная форма (см. Куплет). Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру), так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.
Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф., в к-рой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть - период типа развёртывания. Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях - и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.
В сложной Д.ф. объединяются 2 части, из к-рых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф., как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я - собственно арию или песню ("Гадание Марфы" из оперы М. П. Мусоргского "Хованщина"). В др. случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы "Откуда эти слёзы" из 2-й картины оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама"). Встречается также сложная Д. ф., 2-я часть к-рой - развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта "Дон Жуан"). В инстр. музыке сложная Д. ф. применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. музыке - авторское переложение для оркестра "Песни Сольвейг" Э. Грига.
Литература: см. при ст. Форма музыкальная . В. П. Бобровский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.