- Давыдов К. Ю.
-
Давидов Карл Юльевич (3 (15) III 1838, Кулдига, ныне Латв. ССР - 14 (26) II 1889, Москва) - рус. виолончелист, композитор, дирижёр и муз. деятель. Окончил Моск. ун-т со званием кандидата математич. наук (1858).
Игре на виолончели учился у А. И. (Генриха) Шмита, а также К. Ю. Шуберта. С 14 лет участвовал в публичных концертах как солист. Уже в юности сочинял музыку (оперы "Рудокопы" и "Калигула"). В 1859 в Лейпциге брал уроки композиции у М. Гауптмана. С успехом концертировал в Германии (в 1859 исп. свой 1-й виолончельный концерт). В 1860-62 профессор Лейпцигской консерватории и одновременно концертмейстер оркестра Гевандхауза. В 1862-82 солист оркестра Итал. оперы в Петербурге, до 1887 участник квартета Петерб. отделения РМО (во главе с Г. Венявским, с 1868 - с Л. С. Ауэром). В 1862-87 профессор Петерб. консерватории (руководил виолончельным, а также камерным, орк. и оперным классами; в 1876-87 директор). Он способствовал совершенствованию уч. процесса и приближению его к практич. задачам. Прогрессивные взгляды Д. вызывали недовольство реакц. офиц. кругов (этим в значительной степени объясняется его уход из консерватории).
Д. с успехом концертировал в России (в 1887 совм. с В. И. Сафоновым выступил в 32 городах) и за границей. Среди его партнёров - пианисты А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, С. И. Танеев, Ф. Лист, К. Сен-Санс, X. Бюлов. Конц. деятельность Д. носила просветительский характер, в его репертуаре были лучшие произв. рус. и заруб. авторов, в т.ч. сонаты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, А. Г. Рубинштейна, концерты Р. Шумана, Сен-Санса, а также собственные. Художеств. взгляды Д. основывались на реалистических принципах рус. классич. муз. культуры; он был творчески и дружески связан с П. И. Чайковским, А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым. Исполнительское иск-во Д. отличалось высокой культурой, тонким вкусом, полнотой и выразительностью звучания, мастерской техникой. Чайковский отмечал у Д. "счастливое сочетание артистических свойств, ставящих его во главе всех существующих виолончелистов".
Среди сочинений Д. - симф. поэма "Дары Терека", струн. квартет и секстет, фп. квинтет, романсы и многочисл. виолончельные произв., в т.ч. 4 концерта и "Фантазия на русские песни". Сочетание выразительной кантилены и виртуозной техники, основанное на глубоком понимании природы виолончели, способствует сохранению ряда произв. Д. в педагогич., а частично и в конц. репертуаре. Ему принадлежат также транскрипции пьес Бетховена, Шумана, Шопена, С. Монюшки, Ц. А. Кюи.
Крупнейший педагог, Д. возглавил рус. классич. виолончельную школу 2-й пол. 19 в., воспитал плеяду первоклассных виолончелистов. Среди его петерб. учеников - А. В. Вержбилович, Д. С. Бзуль, С. Л. Морозов, Н. Н. Логановский, А. Е. Воробьёв, А. В. Кузнецов, А. Э. Глен, Ф. В. Мулерт, П. П. Фёдоров, В. П. Гутор; у Д. учились также иностр. виолончелисты - Й. Григ, Г. Виган, К. Фукс, Л. Стерн и др. В 1888 в Лейпциге была издана 1-я ч. его "Школы для виолончели", осн. на принципе единства художеств. и технич. развития ученика (в 1947 впервые издана в Москве с восстановленным рус. текстом под ред. и с доп. С. М. Козолупова и Л. С. Гинзбурга).
Литература: Гинзбург С. Л., К. Ю. Давыдов, Л., 1936; Гинзбург Л. С., К. Ю. Давыдов, М.-Л., 1950; его же, История виолончельного искусства. (Книга третья) - Русская классическая виолончельная школа (I860-1917), М., 1965, с. 17-121; Гутор В. П., К. Ю. Давыдов как основатель школы виолончельной игры. Предисл., ред. и прим. Л. С. Гинзбурга, М.-Л., 1950; Gutor W., Carl Davidoff und seine Art das Violoncell zu behandeln, Moskau, 1899. Л. С. Гинзбург.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.