- Граммофонная пластинка
-
диск из спец. материала, на поверхности к-рого расположена по спирали канавка с механич. записью звука. Звук воспроизводится с помощью спец. устройств, в к-рых канавка вращающейся с определённой скоростью Г. п. сообщает игле, опирающейся на стенки канавки, вынужденные механич. колебания. Эти механич. колебания, соответств. записанным звуковым колебаниям, или непосредственно передаются воздуху с помощью мембраны и рупора (см. Граммофон, Патефон), или преобразуются в электрические, усиливаются и уже после этого превращаются в звуковые колебания (см. Электрофон).
До изобретения Г. п. носителем механич. записи звука был восковой валик, на поверхности к-рого по винтовой линии располагалась звуковая канавка, полученная выдавливанием. Этот способ был предложен Т. Эдисоном в 1877 (см. Фонограф, Звукозапись). Произведённая таким способом запись выдерживала небольшое количество проигрываний и не поддавалась размножению.
В 1888 Э. Берлинер в США предложил заменить валик цинковым диском, покрытым тончайшим защитным слоем воска. После записи диск обрабатывался кислотой - цинк протравливался в тех местах, где резцом по спирали был снят защитный восковой слой. Через несколько минут на поверхности цинкового диска образовывалась звуковая канавка, и он становился пригодным для проигрывания на граммофоне и для размножения записи. С него снимали гальванич. путём металлич. копию - матрицу, к-рой затем прессовали пластинки. Первые пластинки были целлулоидными; в 1896 Берлинер применил для изготовления Г. п. шеллак (смола естеств. происхождения) с разл. наполнителями и добавками. Однако эти пластинки при проигрывании сильно "шипели". В 1897 Э. Р. Джонсон усовершенствовал способ Берлинера, применив в качестве носителя звука толстый тщательно отшлифованный восковой диск без цинковой подложки. После записи такой диск покрывался графитным порошком, к-рый образовывал необходимый для гальванич. процесса токопроводящий слой. Затем с него снимали металлич. копию - матрицу. Полученная с её помощью пластинка отличалась меньшим уровнем "шипения". Берлинер использовал для записи поперечные колебания резца, вырезавшего извилистую по плоскости канавку неизменной глубины. Хотя на ранней стадии развития Г. п. производились опыты и глубинной записи (в виде строго спиральной канавки меняющейся глубины), она всё же не получила широкого распространения.
В 1893 Берлинер основал "Граммофонную компанию Соединенных штатов" с дочерними компаниями в Лондоне (благодаря своей этикетке была известна как фирма "His master's voice") и Ганновере ("Deutsche Grammophon-Gesellschaft"). В первые же десятилетия 20 в. появляются и другие компании по производству Г. п. ("Columbia" в США, "Pathй" во Франции, "Fonotipia" в Италии и др.). Вскоре Г. п. получили широкое распространение во мн. странах мира. Первые Г. п. Берлинера имели в диаметре 6 см, затем 12, 15 и 18 см и достигали одно время даже 50 см. Они были односторонними и проигрывались от середины к краю. На самых ранних образцах в середине были два симметрично расположенных отверстия (которым соответствовали два выступа на диске граммофона). Двухсторонние пластинки появились лишь в 1903. Разные фирмы выпускали Г. п., рассчитанные на разл. число оборотов - 75, 80 и 82 об/мин, и только в 1925 было установлено стандартное число оборотов - 78.
Репертуар Г. п. в то время во многом определялся несовершенным качеством воспроизведения звука. Из выпущенных к нач. 20 в. трёх тысяч наименований почти половину занимали записи речи - декламации, рассказы и т. п. Др. половину составляли гл. обр. записи несложных инстр. произведений, прежде всего маршей, в исполнении дух. оркестра. В 1904-05 появилось огромное количество Г. п. с записью вальсов, заметное место в репертуаре Г. п. заняли песни и романсы. В 1-е десятилетие 20 в. за рубежом на Г. п. были записаны такие выдающиеся певцы, как Э. Кальве, Н. Мелба, А. Патти, Ф. Таманьо, Э. Карузо, Л. Тетраццини, Э. Шуман-Хейнк и др. Лишь немногие крупные певцы того времени отказывались от записи своего исполнения (Я. Решке). Среди ранних фп. записей за рубежом: записи исполнения Э. Грига, В. Пахмана, Р. Пюньо. Фп. долгие годы звучало в грамзаписи как ксилофон. Лучше удавались записи скрипки, к-рую можно было держать у самого рупора звукозаписывающего аппарата; было записано исполнение Й. Иоахима, Ф. Крейслера, Я. Кубелика, П. Сарасате и др. выдающихся скрипачей. В 1913 англ. фирма "His master's voice" впервые выпустила на 8 односторонних дисках 5-ю симфонию Л. Бетховена в исполнении оркестра Берлинской филармонии под упр. А. Никиша. В 1917 был записан Филадельфийский оркестр под упр. Л. Стоковского, в 1921 - оркестр т-ра "Ла Скала" под упр. А. Тосканини.
С переходом в 1927-30 на электромеханич. запись исчезли трудности в записи любых музыкальных инструментов. Улучшению качества звучания Г. п. способствовали и появившиеся вскоре аппараты для электрич. воспроизведения записи. Фирмы по произ-ву Г. п. начали перезапись классич. репертуара новым методом. В 1931 англ. граммофон, компания выпустила 1-ю серию пластинок, распространявшуюся по подписке, - альбом об-ва Хуго Вольфа. Последующими сериями явились грамзаписи 48 прелюдий и фуг И. С. Баха, трёх опер В. А. Моцарта, 32 фп. сонат Л. Бетховена, семи симфоний и скрипичного концерта Я. Сибелиуса, симфоний Г. Малера. Появились альбомы записей исполнения Н. К. Метнера, а также музыки М. А. Балакирева, А. Н. Скрябина и С. М. Ляпунова.
До конца 40-х гг. Г. п. выпускались одного типа с т. н. "широкой канавкой" - 140-180 мк и плотностью от 33 до 42 канавок на 1 см при диаметре Г. п. 25-30 см. Такие Г. п. характеризуются низким качеством звучания и малой длительностью записи (3-5 минут), но выдерживают значит. механич. нагрузку, что позволяет проигрывать их на граммофоне. Они выпускаются и в наст. время (1974) для граммофонов и патефонов. Резкое увеличение длительности записи и одновременно повышение качества звучания были достигнуты в конце 40-х гг. с изобретением т. н. "долгоиграющих" пластинок. Ещё до этого для изготовления Г. п. вместо дорогостоящего шеллака стали использовать синтетич. материалы полихлорвинил и винилит в смеси с разл. наполнителями и добавками. Постепенно выяснилось, что винилит можно применять и без твёрдого наполнителя, причём в этом случае открывается возможность значительного сужения канавки. Благодаря уменьшению ширины канавки в среднем до 70 мк плотность записи увеличилась примерно в 21/2 раза (около 100 канавок на 1 см) и при скорости вращения 33 1/3 об/мин и прежних размерах пластинки до 25 и 30 см длительность звучания стала почти в 6 раз большей, чем у Г. п. того же формата на 78 об/мин (отсюда назв. "долгоиграющая"). На этикетках Г. п. для упрощения число оборотов часто обозначается цифрой 33 без дроби 1/3. Первые долгоиграющие пластинки были выпущены фирмой "Коламбия" (США) в 1948, затем их производство начали и др. фирмы.
Долгоиграющая Г. п. имеет ещё ряд преимуществ: 1) значительно расширена полоса записываемых частот (30-18000 гц), что полностью сохраняет тембр звука. 2) Увеличен динамич. диапазон записи (до 50-57 дб вместо прежних 30-40 дб). 3) Благодаря отсутствию твёрдого наполнителя пластинка обладает значительной гибкостью и эластичностью (прежние пластинки из шеллака с наполнителями были бьющимися). 4) По тем же причинам и в связи с особенностями нового материала резко снижен уровень шумов. 5) При использовании звукоснимателя с приведённым к игле весом 0,03-0,05 н (1 н равен 102 г) её можно проиграть свыше 100 раз без заметного ухудшения качества звучания. Значит. часть совр. мирового ассортимента Г. п.- долгоиграющие записи. Обладающие высоким качеством долгоиграющие Г. п. сделали широкодоступными выдающиеся произв. искусства в исполнении лучших артистов и художеств. коллективов.
К концу 40-х гг. претерпела значит. изменения и техника записи на Г. п. Сначала покрытие воскового диска графитом было заменено серебрением воска (химич. путём), что позволило получать пластинки с меньшим уровнем "шипения". Дальнейшее повышение качества пластинок дала замена восковых дисков лаковыми.
Впоследствии звук стали записывать на диск, покрытый спец. лаком с гладко отшлифов. поверхностью. По окончании записи на диск наносят тонкий слой серебра, после чего гальванич. путём наращивают толстый слой др. металла, затем лак удаляют и получают первый негативный отпечаток, называемый первым оригиналом. Он служит в качестве матрицы, если тираж пластинок невелик, а в большинстве случаев - для изготовления гальванич. путём последующих копий, называемых оригиналами. Все нечётные оригиналы имеют негативный рельеф записи, а все чётные-позитивный. Для прессования пластинок используют третьи или пятые оригиналы. Ради увеличения прочности, а следовательно и тиражности, матрицы, применяемые для прессования обычных Г. п. (78 об/мин), покрывают слоем хрома. Постепенно большинство заводов Г. п. полностью перешло на никелевые нехромируемые матрицы, первоначально использовавшиеся лишь для прессования долгоиграющих Г. п.
С распространением магнитофона первичную запись стали производить преим. на магнитной ленте, что позволяло осуществлять монтаж записи. Напр., ранее неудача в исполнении какого-либо места делала негодной всю запись, теперь же можно было записать заново только неудавшийся отрывок и вмонтировать его в прежнюю запись. Отрицат. сторона этого метода - утрата подлинной целостности интерпретации.
Развитие техники звукозаписи позволило реставрировать несовершенные старые записи и значительно улучшить качество их звучания. Работа в этом направлении проводится во всё более широких масштабах, и реставрированные записи составляют заметную часть продукции разл. фирм Г. п.
Новым крупным завоеванием в области грамзаписи была разработка метода стереофонич. записи на Г. п. Стереофонич. Г. п. впервые демонстрировались в 1958 на Лондонской выставке звукозаписывающей аппаратуры. Вскоре они вошли в обиход. Внешне стереофонич. Г. п. не отличаются от обычных долгоиграющих Г. п. Они изготавливаются тех же форматов и для тех же скоростей, что и монофонические долгоиграющие Г. п., однако запись на них ведётся по системе 2 раздельных каналов т. о., что сигналы от каждого канала записываются раздельно: на внешней стенке канавки, расположенной со стороны края диска, записываются сигналы правого канала, а на внутренней стенке канавки, расположенной ближе к центру диска, - сигналы левого канала. Проигрывание стереофонич. Г. п. осуществляется на спец. стереофонич. проигрывателях; для получения большего стереоэффекта во время проигрывания Г. п. слушатель должен находиться на линии симметрии между двумя громкоговорителями, расположенными на нек-ром расстоянии друг от друга и передающими сигналы правого и левого каналов.
Преимущество стереофонич. Г. п. заключается в том, что при проигрывании их на стереофонич. проигрывателях слушатель ощущает относит. местоположение разл. источников звука - воссоздаётся пространственная перспектива звука. При передаче оркестровой музыки локализуются отдельные инструменты, звучание приближается к натуральному, создаётся "эффект присутствия".
Стереофонические Г. п. можно проигрывать и на обычных проигрывателях, однако при этом утрачивается стереофонический эффект, кроме того, из-за несоответствия заточки иглы (см. Звукосниматель) может быть повреждена канавка.
Выпускаются три типа Г. п.: 1) стереофонические (условное обозначение С) долгоиграющие, рассчитанные на электроакустическое воспроизведение и скорости 331/3 и 45 об/мин. За границей применяют также скорость 162/3 об/мин, предусмотренную и в ГОСТах; 2) монофонические с узкой канавкой (МУ) долгоиграющие, также для электроакустич. воспроизведения и скоростей 331/3 и 45 об/мин; 3) монофонические с широкой канавкой (МШ) на 78 об/мин, предназначенные гл. обр. для воспроизведения на граммофонах и патефонах.
В конце 30 - нач. 40-х гг. высказывались предположения о том, что в быту Г. п. постепенно будут вытеснены записями на магнитной ленте, но пока они не оправдались. Это объясняется лёгкостью массового производства и простотой Г. п., большим удобством их эксплуатации по сравнению с записями на магнитной ленте, выпускаемыми для магнитофонов бытового назначения, высоким качеством звучания Т.п., удобством их хранения. Благодаря этому Г. п. получили широкое распространение в быту и произ-во их неуклонно развивается.
В России произ-во Г. п. началось несколько позднее, чем за рубежом, однако рус. артисты записывались на Г. п. еще до этого. В 1897 группа артистов Мариинского т-ра ездила для записи на Г. п. в Ганновер; первым из русских артистов записал своё исполнение известный певец И. В. Тартаков. В 1899 Берлинер организовал в Петербурге студию грамзаписи, к-рая записала исполнение ряда выдающихся оперных певцов, в том числе И. В. Ершова, Г. А. Морского и др. В 1901 впервые было записано на Г. п. исполнение Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, а затем супругов Н. Н. и М. И. Фигнер.
Первая в России фабрика Г. п. была открыта в Риге в 1902 англ. акц. об-вом "Граммофон". В 1907 производство Г. п. в России организовала фирма Пате, ввозившая матрицы из-за границы (с 1922 - "Фабрика им. пятилетия Октября"). С 1910 начала выпуск Г. п. и фабрика "Метрополь-Рекорд" на ст. Апрелевка под Москвой, построенная нем. предпринимателями (позднее носила названия "Апрелевская фабрика", "Апрелевский завод", "Московский завод", ныне "Апрелевский ордена Ленина завод"). В 1915 вступил в строй завод "Пишущий амур" в Москве (был создан на базе эвакуированной из Риги фабрики; существовал до 1918). В России насчитывалось 6 фабрик Г. п., выпускавших 20 млн. шт. в год; кроме того, 5-6 млн. производилось по импортным матрицам. В 1902-15 были осуществлены записи на Г. п. исполнения мн. выдающихся музыкантов, в том числе Ф. И. Шаляпина. Одна только фирма "Пишущий амур" предлагала 31 наименование грамзаписей исполнения Шаляпина - программу целого его концерта русских нар. песен. Было записано исполнение Шаляпиным арий из опер "Борис Годунов", "Фауст" и др. Множество русских песен и цыганских романсов напели на пластинки Н. В. Плевицкая, В. В. Панина. Приобрели популярность Г. п. с записями виртуозов-балалаечников В. В. Андреева, Б. С. Трояновского.
Через два года после Великой Октябрьской социалистич. революции производство Г. п. было национализировано. Одной из первых сов. Г. п. была пластинка с записью речи В. И. Ленина "Обращение к Красной Армии". В 1919-20 отдел Центропечати "Советская пластинка" выпустил более 500 тыс. пластинок. По условиям времени это были преим. речевые записи - выступления видных партийных и обществ. деятелей. Однако вскоре начали выпускаться и муз. записи - записи песен, хоров, маршей, а также оперной, симфонич., камерной музыки. В 1922-25 произ-во Г. п. было возобновлено на большинстве старых предприятий, в 30-е гг. приступили к строительству новых. С 1938 начал работу Всесоюзный дом звукозаписи в Москве (ныне Государственный дом радиовещания и звукозаписи). В 1957 была основана Всесоюзная студия грамзаписи. В 1964 была создана всесоюзная фирма "Мелодия", объединившая отечеств. заводы, дома и студии грамзаписи.
В числе первых сов. электромеханич. записей на Г. п. - оперные арии, фрагменты из балетов П. И. Чайковского, марш из оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", "Кавказские эскизы" Ипполитова-Иванова, эстр. песни и др. В 1935 на Г. п. были записаны образцы музыки 30 национальностей Сов. Союза. В 30-е гг. отечественная фонотека пополняется записями классики и лучших произведений советских композиторов. В 1940 тираж Г. п. в СССР составил 55 млн. штук.
Выпуск стереофонич. Г. п. в СССР начался в 1960. В числе первых отечеств. стереозаписей - симфонии П. И. Чайковского, А. Дворжака, скрипичные концерты В. А. Моцарта, "Патетическая оратория" Г. В. Свиридова.
В 1973 было выпущено ок. 200 млн. штук долгоиграющих Г. п. (моно и стерео). Г. п. отечественного производства впервые экспонировались за рубежом в 1939 на Нью-Йоркской всемирной выставке, через год в Филадельфии об-во "Modern Music Lovers" провело цикл вечеров прослушивания сов. грамзаписей. В наст. время (1974) сов. Г. п. экспортируются более чем в 60 стран. Кроме того, Г. п. с записью произв. рус. классиков, сов. композиторов, рус. нар. песен большими тиражами выпускаются разл. фирмами за рубежом по сов. записям.
За рубежом регулярно проводятся конкурсы на лучшие записи Г. п.; сов. пластинки фирмы "Мелодия" многократно отмечались на этих конкурсах почётными наградами, премиями, призами, медалями (во Франции, Испании, Японии и в др. странах). Согласно обычаю, мн. иностр. фирмы награждают артиста или артистич. коллектив, пластинки с записью исполнения к-рых разошлись в количестве 1 млн. экземпляров, почётной "золотой пластинкой". Такие "золотые пластинки" получили Д. Ф. Ойстрах и Краснознамённый им. А. В. Александрова ансамбь песни и пляски Советской армии; кроме того, фирма "Кэпитол" ("Capitol", США) наградила "золотой пластинкой" фирму "Мелодия" в связи с продажей 250-тысячной пластинки с сов. записью.
К 1973 на Г. п. записана значит. часть репертуарных произв. композиторов всех стран и эпох; наиболее популярные сочинения записаны в исполнении разл. артистов, ансамблей, оркестров. Установилась более тесная связь между нотопечатанием и выпуском Г. п. - одновременно с изданием новых произведений нередко поступают в продажу и их записи на Г. п. Продолжается выпуск Г. п. в качестве приложения, к собраниям сочинений определённых композиторов (Ф. Куперена, Й. Гайдна и др.). Выпускаются серии Г. п. с записями всех сочинений данного композитора, относящихся к опредсл. жанру (напр., всех симфоний Л. Бетховена, всех квартетов В. А. Моцарта и т. п.). Эти серии обыкновенно распространяются по иодписие. К 200-летию со дня рождения Л. Бетховена (1970) фирмы "Этерна" (ГДР) и "Дойче граммофонгезелыпафт" (ФРГ) осуществили выпуск "Полного собрания сочинений" Бетховена в грамзаписи в исполнении лучших артистов и исполнит. коллективов. В 1972-73 фирма "Этерна" выпустила, в грамзаписи собрание сочинений Г. Шюца, в 1973 приступила к выпуску собрания сочинений Ф. Мендельсона. Виднейшие совр. заруб. фирмы Г. ц. - "RCA Victor", "Deutsche Grammophon Gesellschaft", "Decca", "Columbia masterworks", "Muza. Polskie Nagrania", "Pathй", "Supraphon", "Philips", "Chant du monde", "Eterna".
В разл. странах периодически издаются каталоги Г. п. Каталоги долгоиграющих Г. п. были впервые выпущены в 1950 фирмами "Декка", "Кэпитол", "Телефункен". В 1951 компания Никса начала публикацию каталогов разл. амер. фирм. В СССР сводный каталог Г. п. выпускает раз в 2-3 года всесоюзная фирма Г. п. "Мелодия" (посл. выпуск - 1972). В промежутках между выпусками сводных каталогов издаются каталоги-листовки новых записей. Информация о новых Г. п. периодически печатается в журн. "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", в спец. сборниках "Любителям грампластинки" (выпускаются с 1970).
В большинстве стран мира имеются систематич. собрания Г. п.: нем. муз. фонотека в Зап. Берлине, муз. отдел б-ки Конгресса в Вашингтоне, Брюссельская междунар. фонотека, архивы фонозаписей старейших концернов "RCA Victor" (США), "His master's voice" (Англия), фонотеки Центр. гос. архива кинофотофонодокументов, Моск. музея муз. культуры им. Глинки и Ленингр. консерватории (СССР) и др.
Литература: Регирер Б. И., Грампластинка, М.-Л., 1940; Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, M.-Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964; Хазанджи В., Производство граммофонных пластинок, М., 1965; Вuick T. L., The romance of the gramophone, L., 1927; Goeuroy A. et Jardilller R., Histoire de la musique avec l'aide du disque, P., 1931; Schulz-Koehn D., Die Schallplatten auf dem Weltmarkt, В., 1940; Gaisberg F. W., Music on record, L., 1946; Hurst P. G., The golden age recorded: a collector's survey, L., 1947; Berten W. M., Musik und Mikrofon, Dьse., 1951; Das Schallplatten-Buch, hrsg. von W. Facius, Dьsseldorf, 1956; The Batton's book. The story of sound recording, L., 1956; Mackenzie С, My record of music, N. Y., 1957; Spencer R. J., High fidelity: a bibliography of sound reproduction, L., 1958; Ecke Chr., Ewiger Vorrat klassischer Musik, Bd 1-3, Hamb., 1959 -1962 (Rowohlts Monographien XXXV, LXIX und LXX); Reineсke H.-P., Musikwissenschaft und Schallplatten. Kongress-Bericht, Bd 1, N. Y., 1961; Reichardt R., Die Schallplatten als kulturelles und цkonomisches Phдnomen, Z., 1962; Silbermann A., Schallplatten und Gesellschaft, Bertelsmanns Briefe..., Gьtersloh, 1963; Riess С., Knaurs Weltgeschichte der Schallplatten, Z., 1966. Энциклопедии и каталоги: Каталог долгоиграющих грампластинок, М., 1972; Сlоgh F. F. and Сuming G. J., The World's encyclopedia of recorded music, L., 1952-57; Bauer R., The new catalogue of historical records 1898-1908/9, L, 1947; Moses J. M., Collector's: guide to American recordings 1895-1925, N. Y., 1949; Schwann long-playing record catalog, Boston (изд. с 1949); Lebоw В. and Fasset S., The American record index, N. Y. (изд. с 1952), Bielefelder Katalog (Bielefeld, с 1953). Журналы: "Граммофон и фонограф" (СПБ, 1902-04); "Свет и звук" (СПБ, 1905-06), "Граммофонная жизнь" (М., 1911-12); "Граммофонный мир" (СПБ, 1910-16); "The Gramophone" (L., с 1923); "Disques" (Р., с 1929); "Down Beat" (Chi., с 1934); "The American Record Guide" (N. Y., с 1935); "Cash Box" (N. Y., с 1941); "Diаpason" (Mailand, с 1950); "La Revue des disques et la haute fidйlitй" (Brьssel, с 1950); "Die Schallplatten" (Hdlb., с 1952); "Music Revy" (Stockh., с 1952), "The Gramophone" (Kenton, с 1954); "Fono forum" (Bielefeld, с 1956); "Der Musikmarkt" (Mьnch., с 1959); "Discoteca" (Milano, с 1959); "Audio and Record Review" (L., с 1961). H. С. Зильбербрандт.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.